Школа Кормщик

Лекция СВП.02
Подготовка и проверка судна перед выходом в плавание
1
Ограничения

1. При плавании по внутренним водным бассейнам разряда «Р» и «Л» судоводитель обязан соблюдать действующие «Правила плавания по внутренним водным путям РФ» и местные Правила плавания.
К управлению судном на внутренних водных бассейнах разряда «Р» и «Л» могут быть допущены лица, прошедшие специальное обучение и имеющие квалификационное свидетельство судоводителя.
2. Для обеспечения безопасности эксплуатации судоводитель обязан соблюдать следующие ограничения:
2.1 рекомендуется эксплуатация судна в светлое время суток, движение в тёмное время суток допускается в водоизмещающем режиме по судовому ходу;
2.2 высота волны – не более 1,2 м при движении в водоизмещающем режиме и не более 0,25 м при ходе на воздушной подушке;
2.3 скорость ветра – не более 15 м/с;
2.4 минимальная температура наружного воздуха:
- судно с предпусковым подогревателем – минус 40°С;
- судно без предпускового подогревателя – минус 15°С;
2.5 максимальная температура наружного воздуха – не выше 40°С;
2.6 рабочий диапазон температуры охлаждающей жидкости двигателя –
80–95°С;
2
Общие требования по эксплуатации

1. Нельзя производить запуск двигателя с включённым сцеплением – рычаг управления сцеплением при запуске двигателя должен быть в верхнем положении. Конструкцией предусмотрена защита от запуска двигателя с включённым сцеплением.

2. Перед включением сцепления (перед опусканием рычага управления сцеплением в нижнее положение) – необходимо подать звуковой сигнал для предупреждения людей, которые могут оказаться в зоне воздушного потока, образуемого при работе маршевого осевого вентилятора. Людей в этой зоне быть не должно.

3. Перед остановом двигатель перевести в режим холостого хода – рычаг выключения сцепления в верхнем положении. Выключение замка зажигания производить через 1-2 минуты после перехода двигателей на режим холостого хода.

4. Начинать движение судна только при закрытых дверях кабины. При этом исключить возможность попадания предметов в зону воздушного потока, образуемую работой винта, во избежание повреждения движительно–рулевого комплекса (ДРК).

5. ЗАПРЕЩАЕТСЯ резко снижать обороты двигателя во время движения и маневрирования (особенно при больших скоростях).

6. Уменьшение скорости движения и остановку судна осуществлять только на прямых курсах (диаметральная плоскость (ДП) должна соответствовать линии курса).

7. При движении по неровной поверхности давление в скегах рекомендуется снизить для сохранения устойчивой воздушной подушки. При движении по ровной поверхности давление в скегах может быть увеличено до максимально допустимого.

8. ВНИМАНИЕ! Для устойчивого и безопасного движения судна на воде необходимо поддерживать дифферент на корму (когда корма ниже, чем нос). Для этого, при необходимости, горизонтальные рули должны быть установлены выше «нулевого» (горизонтального) положения.

3
Осмотр судна

Для обеспечения безопасности эксплуатации осматривайте судно перед началом движения. Осмотр рекомендуем Вам проводить в следующей последовательности:

1. Займите место водителя и:
- убедитесь, что ключ запуска находится в положении «выключено»;
- установите рычаг сцепления в верхнее положение;

2. Выйдите из судна и, двигаясь вдоль левого борта к носу, проверьте:
- клапаны накачки борта – должны быть исправны и закрыты;
- состояние надувного борта, скега, целостность их креплений;

3. Двигаясь вдоль бампера к правому борту, проверьте:
- исправность клюза лебёдки;
- закрепление крюка и правильность намотки троса лебёдки
- состояние носового ГО, целостность его крепления;
- состояние надувного борта, носовых креплений оконечности скегов, целостность их крепления, шлангов подкачки воздуха;

4. Двигаясь вдоль правого борта к корме, проверьте:
- клапаны накачки борта – должны быть исправны и закрыты;
- состояние надувного борта, скега, целостность их креплений;

5. Двигаясь вдоль правого борта моторного отсека откройте капот и проверьте:
- проверить от руки ротор правого нагнетателя на наличие люфтов, заеданий, стука и посторонних шумов;
- состояние и натяжение (рукой) ремня нагнетателя правого борта.

При их обнаружении эксплуатация недопустима!
- состояние подшипников ротора правого нагнетателя;
- целостность корпуса правого нагнетателя;
- состояние ремней нагнетателей.

Эксплуатация при наличии дефектов ремней не допускается!
- надёжность крепления ограждающей сетки (при её наличии);
- проверьте крепление аккумулятора и аккумуляторных клемм.

6. Осмотрите моторный отсек кормовее двигателя и проверьте:
- состояние главного карданного вала, его крестовин, исправность стопорных колец крестовин;
- состояние и натяжение (рукой) зубчатого ремня. При ослаблении натяжения ремня отрегулируйте его натяжение по рекомендациям «Руководства по эксплуатации судна на воздушной подушке проекта М10П». Эксплуатация при наличии дефектов зубчатого ремня не допускается!
- положение зубчатого ремня на зубчатых шкивах. Ремень не должен свисать со шкивов и (или) касаться обтекателя воздушного винта. В зимнее время убрать снег и лёд с ведущего шкива;
- целостность кормового амортизатора двигателя и узлов крепления выхлопного трубопровода;

7. Двигаясь вдоль кормы к левому борту, проверьте:
- узлы крепления стоек ДРК на правом борту;
- Отсутствие люфтов и стука при попытке вращения рулей от руки. При необходимости смажьте шарниры и подтяните (ослабьте) гайки крепления рулей к кронштейнам.
- люфт по задней кромке горизонтальных рулей не должен превышать 10 мм при приложении усилия 3÷5 кг от руки. С неисправными рулями эксплуатация не допускается!
- возможность поворачивания винта свободно с помощью руки (при выключенном сцеплении). При наличии заеданий, люфтов, биений, посторонних звуков при поворачивании винта эксплуатация не допускается!
- зазор лопастей винта с кольцом, который должен составлять (визуально)
5÷10 мм. При необходимости измерьте зазор линейкой. Угол на всех четырёх лопастях должен быть одинаковым. Разность отклонений передних кромок лопастей винта от плоскости вращения не должна превышать 17 мм. При наличии участков кольца с зазором между обечайкой и лопастью менее

5 мм эксплуатация не допускается! Необходим ремонт кольца или винта;
- состояние кормового ГО, целостность его крепления;
- состояние кормовых окончаний скегов и борта, целостность их креплений;

8. Двигаясь вдоль левого борта, проверьте:
- состояние опоры аварийного привода рулей;
- целостность корпуса левого нагнетателя и воздухозаборного кожуха;
- состояние подшипников ротора левого нагнетателя;
- проверить от руки ротор левого нагнетателя на наличие люфтов, заеданий, стука и посторонних шумов. При их обнаружении эксплуатация недопустима;
- состояние и натяжение (рукой) ремня левого борта;
- клапана накачки борта – должны быть исправны и закрыты;

9. Дополнительно под капотом проверяется:
- состояние двигателя общим осмотром;
- состояние шлангов, соединений и электрооборудования;
- уровень охлаждающей жидкости. Он должен быть между отметками min и max;
- уровень и состояние масла в картере двигателя. Уровень должен находиться посередине между метками MAX и MIN мерной линейки;
- отсутствие подтекания топлива, масла, охлаждающей жидкости в системах;
- состояние и натяжение (рукой) приводного ремня генератора. Эксплуатация при наличии дефектов приводного ремня генератора не допускается;

10. Закройте и заприте капот;

11. Проверьте запас топлива, по имеющемуся футштоку;

12. Займите место водителя;

13. Включите размыкатель «массы», поверните ключ запуска в первое положение и проверьте:
- отключение маршевого винта от двигателя;
- исправность работы стрелочных указателей в комбинации приборов на панели управления;
- показания указателя топлива. Они должны соответствовать количеству топлива, замеренному Вами при осмотре топливного бака;
- заряд аккумулятора по индикатору аварийной сигнализации на комбинации приборов;

14. Проверьте наличие и исправность аварийно–спасательного, сигнального и другого снабжения судна;

15. После запуска двигателя (см. п. 4.1) в процессе его прогрева проверьте работу:
- сигнально–отличительных огней;
- звукового сигнала;
- фар–искателей;
- стеклоочистителя и другого электрооборудования.