Школа Кормщик

Лекция СВП.03
Органы управления СВП. Общий порядок управления судном
1
Ограничения

1. При плавании по внутренним водным бассейнам разряда «Р» и «Л» судоводитель обязан соблюдать действующие «Правила плавания по внутренним водным путям РФ» и местные Правила плавания.
К управлению судном на внутренних водных бассейнах разряда «Р» и «Л» могут быть допущены лица, прошедшие специальное обучение и имеющие квалификационное свидетельство судоводителя.

2. Для обеспечения безопасности эксплуатации судоводитель обязан соблюдать следующие ограничения:

2.1. Рекомендуется эксплуатация судна в светлое время суток, движение в тёмное время суток допускается в водоизмещающем режиме по судовому ходу;

2.2. Высота волны – не более 1,2 м при движении в водоизмещающем режиме и не более 0,25 м при ходе на воздушной подушке;

2.3. Скорость ветра – не более 15 м/с;

2.4. Минимальная температура наружного воздуха:
- судно с предпусковым подогревателем – минус 40°С;
- судно без предпускового подогревателя – минус 15°С;

2.5. Максимальная температура наружного воздуха – не выше 40°С;

2.6. Рабочий диапазон температуры охлаждающей жидкости двигателя –
80–95°С;
2
Органы управления им приборы контроля

1. Радиостанция Navcom
2. Комбинация приборов
3. Замок зажигания
4. Блок управления отопителем салона
5. Кнопка «Насос подкачки скегов 1»
6. Кнопка «Насос подкачки скегов 2»
7. Кнопка «Огни ходовые»
8. Кнопка «Огонь Круговой»
9. Кнопка «Маяк проблесковый»
10. Кнопка «Маяк проблесковый(синий)»
11. Розетка 12 вольт
12. Пульт управления предпусковым подогревателем двигателя
13. Пульт управления Автономным отопителем салона
14. Манометр давления в скегах
15. Кран откр/закр. Насоса Пр.Б.
16. Запасная камера скега Пр.Б.
17. Осн. Камера скега Пр.Б
18. Осн. Камера скега Лев.Б
19. Запасная камера скега Лев.Б.
20. Кран откр/закр. Насоса Лев.Б.
21. Кран сброса воздуха.
22. Кнопка «Размыкателя массы»
23. Кнопка «Горизонтальные рули»
24. Рычаг сцепления
25. Ручка газа
3
Запуск двигателя

Последовательность:
- установите рычаг управления подачей топлива в крайнее положение «на себя»;
- установите рычаг сцепления в верхнее положение;
- нажмите кнопку размыкателя массы;
- поверните ключ зажигания в первое положение по часовой стрелке. При этом включаются топливный насос;
- по истечение 5÷7 сек. двигатель готов к запуску.

Если двигатель уже прокачен, то запуск производится без ожидания отработки топливного насоса.
- поверните ключ на включение стартёра и произведите запуск двигателя.

Если двигатель не начинает работать при первой попытке, выключите зажигание и через 30÷40 сек. повторите запуск двигателя. Продолжительность работы стартёра при запуске двигателя не должна превышать 10÷15 сек.

- двигатель должен поработать на холостом ходу около 3 мин, после чего подаётся звуковой сигнал;
- плавно отпустить рычаг сцепления вниз до упора;
- проконтролируйте отсутствие людей в плоскости вращения винта. Подайте звуковой сигнал;
- добавить обороты двигателя до 1500 об/мин. Прогреть двигатель до температуры не ниже 50°С.

Во избежание самопроизвольного страгивания судна при прогреве двигателя не увеличивайте обороты свыше оборотов страгивания, указанных в таблице 1. Прогрев двигателя на воде производите после швартовки судна.

- при отрицательной температуре воздуха и стоянии судна на снегу (льду), когда обороты прогрева не могут превышать 1500 об/мин, рекомендуем Вам начинать движение, не ожидая окончательного прогрева двигателя. В движении на повышенных оборотах двигатель прогреется быстрее. При этом избегайте резких движений рычагом управления подачей топлива до прогрева двигателя.
4
Начало движения на грунте

Последовательность:
- установите ручку балансировки в нужное положение (см. рекомендации п. 4.7.1);
- осмотрите закабинное пространство в направлении предполагаемого движения, убедитесь в отсутствии препятствий;
- плавно переместите рычаг управления подачей топлива от себя, установив обороты равными или большими на 100÷200 об/мин, чем указанные в таблице 1;
- после начала движения и разгона судна установите обороты, соответствующие движению судна на воздушной подушке с учётом желаемой скорости.

Если судно разгоняется медленно или не трогается с места, уменьшите давление в скегах в соответствии с рекомендациями ««Руководства по эксплуатации судна на воздушной подушке проекта М10П».
5
Начало движения на плаву

После прогрева двигателя на «стопе»:
- установите рычаг управления подачей топлива полностью на себя (холостой ход);
- выключите сцепление;
- отдайте швартовные; при необходимости оттолкните судно от причала, придав ему нужное направление;
- установите ручку балансировки в нужное положение (см. п. 4.7.1);
- осмотрите закабинное пространство в направлении предполагаемого движения;
- плавно перемещайте рычаг сцепления в нижнее положение, проконтролируйте погасание лампы «сцепление»;
- плавно переместите рычаг управления подачей топлива от себя для разгона судна.
6
Остановка судна

ОСТАНОВКУ СУДНА производите путём плавного уменьшения оборотов.

1. При остановке на грунте
(песок, земля, сухая трава, асфальт и т.п.) в случае резкого уменьшения оборотов возможно резкое торможение, при котором Ваши пассажиры могут испытывать крайне неприятные ощущения.

2. При остановке на разнородной поверхности (один боковой скег на грунте, другой – на воде; один скег на снегу, другой – на асфальте и т.п.) происходит разворот судна в сторону грунта с большим сцеплением. Разворот тем больше, чем резче сбрасываются обороты двигателя. Особенно осторожно следует выполнять торможение при движении по заснеженной, обледенелой поверхности.

3. При остановке на снегу, льду необходимо учитывать, что тормозной путь судна в полном грузу при уменьшении оборотов двигателя от 3500 об/мин до

1500 об/мин может составлять в зависимости от влажности (липкости) снега и состояния скегов от 40 до 110 м за время 10÷18 с.

4. При остановке на воде с режима от 3500 об/мин до 1500 об/мин пробег судна может составлять до 60 м за время 8÷15 с в зависимости от ветро–волновых условий.

5. Остановку судна осуществляйте на ровной, по возможности горизонтальной, поверхности.

При остановке на препятствиях – кочка, яма и т.п., которые судно легко преодолевает сходу, существует вероятность, что при дальнейшем движении «воздушную подушку» выдует через неровности рельефа, и судно не сдвинется с места.

6. При стоянке судна с креном (на берегу, косогоре) будет происходить перетекание топлива в нижерасположенную половину топливного бака. При малом остатке топлива это может привести к попаданию в топливную систему воздуха и остановке (не запуску) двигателя.

7. При стоянке на мягком глубоком снегу или песчаной пыли устанавливайте минимальные обороты двигателя и поднимите рычаг сцепления в верхнее положение, выключив воздушный винт. В противном случае, вытекающий из–под корпуса судна воздух унесёт с собой снег и образует под скегами каналы. При последующей попытке начала движения «воздушную подушку» выдует через эти каналы, и судно может не сдвинуться.
7
Остановка двигателя

ОСТАНОВКУ ДВИГАТЕЛЯ производите в следующей последовательности:
- установите рычаг управления подачей топлива полностью на себя;
- дайте поработать двигателю на оборотах малого газа в течение 2÷3 мин. Это необходимо для:

1) исключения образования паро–воздушных пробок в системе охлаждения двигателя;
2) предотвращения выбросов охлаждающей жидкости из–под крышки расширительного бачка;
3) исключения возможности заклинивания вала турбокомпрессора;
4) снижения температурных деформаций лопаток турбины;
5) выравнивания температурных полей силового агрегата.

- поднимите рычаг сцепления в верхнее положение, проконтролируйте визуально и на слух останов винта;
- установите ключ зажигания в положение «0»;
- ВНИМАНИЕ! Для сохранения ресурса механизма сцепления обязательно переместите рычаг сцепления в нижнее положение.
8
Управление скоростью

УПРАВЛЕНИЕ СКОРОСТЬЮ движения на судне осуществляется перемещением рычага управления подачей топлива (изменением оборотов двигателя).

1. При увеличении оборотов двигателя одновременно увеличиваются обороты толкающего воздушного винта и обороты центробежных нагнетателей.

При увеличении оборотов воздушного винта возрастает его тяга. С увеличением оборотов центробежных нагнетателей возрастает давление в воздушной подушке, судно «приподнимается» над поверхностью и разгоняется.

2. При уменьшении оборотов двигателя наблюдается обратная картина.

3. Номинальные обороты двигателя на судне составляют 3200 об/мин.

4. Максимальные обороты двигателя на судне составляют 3500 об/мин.

5. Скорость судна при движении по различным подстилающим поверхностям при различной загрузке судна и одинаковых оборотах двигателя получается различной. Она так же существенно зависит от направления и скорости ветра.

6. Для максимального использования ресурса двигателя при выполнении транспортных операций используйте обороты 3000–3200 об/мин, а при выполнении патрульных (прогулочных) операций используйте обороты 2800–3000 об/мин.