Школа Кормщик

Лекция СВП.04
Управление СВП на различных поверхностях
1
Принцип движения и основы управления СВП

Принцип движения судна

Под плоским днищем судна имеется воздушная полость, отделённая от окружающего воздуха боковыми скегами, носовым и кормовым гибкими ограждениями. В эту полость подаётся воздух от двух центробежных нагнетателей. При подаче воздуха в полость под днищем судна создаётся повышенное давление воздуха – «воздушная подушка». Судно «приподнимается» над поверхностью воды или суши. Избыточный воздух, вытекая из–под днища по тонкому зазору между подстилающей поверхностью и скегами, полностью или частично устраняет контакт судна (а, следовательно, и силу трения) с поверхностью. При этом винто–вентилятор создаёт необходимую силу тяги при движении как по воде, так и по суше.

Органы управления катером

Для управления курсом и скоростью на судне используются:

- рычаг управления подачей топлива;
- рулевое колесо управления вертикальными рулями (штурвал);
- кнопка управления горизонтальными рулями.

Штурвал поворачивается влево/вправо. Он связан тросовой проводкой с воздушными вертикальными рулями, расположенными в воздушной струе за винто–вентилятором. При повороте штурвала воздушные рули отклоняются, отклоняют воздушную струю за винто–вентилятором, что вызывает разворот судна в сторону поворота штурвала.

Кнопка балансировки управляет посредством актуатора воздушными горизонтальными рулями, установленными в воздушной струе за винто–вентилятором.

При нажатии и удержании в нажатом положении кнопки «ВНИЗ» горизонтальные рули отклоняются вниз и отклоняют вниз струю от винто–вентилятора. В результате корма судна приподнимается, он касается поверхности носовой частью скегов. В таком положении движение судна менее устойчиво, но радиус поворота на воде значительно уменьшается.

При нажатии и удержании в нажатом положении кнопки «ВВЕРХ» корма судна прижимается к поверхности, судно движется устойчиво по курсу, но радиус его разворота на воде заметно возрастает.

При перемещении рычага управления подачей топлива «от себя» обороты двигателя увеличиваются. При перемещении рычага «на себя» обороты двигателя уменьшаются.
2
Управление на воде

1. Разгон судна выполняйте в следующей последовательности:
- проверьте давление в основных полостях скегов, оно должно быть 40÷60 делений по шкале манометра при стоянке судна на грунте или воде;
- установите ручку балансировки в положение, при котором разгон происходит без значительного задирания или опускания носа судна;
- выведите двигатель на максимальные обороты;
- после достижения нужной скорости, установите соответствующие обороты двигателя.

Навык правильной балансировки судна вырабатывается при практическом обучении вождению. Общие рекомендации по балансировке заключаются в следующем. Если в процессе разгона судно имеет дифферент на корму 2÷3°, двигатель работает на максимальных оборотах, наблюдается заметное брызгообразование, а скорость при этом не возрастает, необходимо уменьшить дифферент, для этого ручку балансировки соразмерно отдать от себя и повторить разгон. Если при разгоне у судна начинается рыскливость, необходимо плавно уменьшить обороты до 2000–2500 об/мин, переместить ручку балансировки соразмерно на себя и повторить разгон.

2. Выдерживание прямолинейного движения. Прямым курсом на установившейся скорости судно может двигаться в трёх режимах:
- водоизмещающем (обороты не более 2500 об/мин), когда давление в воздушной подушке незначительно, и плавание судна происходит за счёт выталкивающей силы скегов;
- переходном (обороты 2500–3000 об/мин), когда воздушная подушка воспринимает большую или меньшую часть веса судна, а движение происходит при постоянном контакте скегов с водой;
- воздушной подушки (обороты 3000–3500 об/мин), когда судно движется практически без контакта с водой.

Выдерживание прямолинейного курса осуществляйте перекладкой штурвала.

3. Изменение курса при движении на воздушной подушке на эксплуатационной скорости выполняйте в следующей последовательности:
- кратковременными перекладками штурвала измените курс судна в сторону поворота;
- далее выдерживайте необходимый радиус циркуляции кратковременными поворотами штурвала, не допуская угла скольжения более 10÷15º;
- по достижении заданного курса установите штурвал в исходное положение.

Для дополнительного уменьшения радиуса циркуляции (в водоизмещающем положении) в начале поворота увеличьте обороты до максимальных и верните их к исходным после окончания поворота.

Для уменьшения дрейфа (скольжения) судна плавно уменьшите обороты двигателя.

4. Для выполнения разворота с малым радиусом необходимо:
- уменьшить обороты двигателя до 1200–1500 об/мин и перейти в водоизмещающий режим до минимальной скорости движения;
- повернуть штурвал в сторону разворота;
- увеличить обороты двигателя до 2000–2500 об/мин;
- при подходе продольной оси судна к нужному направлению увеличить обороты двигателя для получения требуемой скорости и удержания судна на требуемом курсе.

Этот метод изменения курса или разворота даёт наименьшее обледенение конструкции судна при эксплуатации его на воде при отрицательной температуре.

5. Самопроизвольное скольжение может быть вызвано ошибкой управления или ветро–волновым возмущением.

ВНИМАНИЕ! Если при движении по воде на воздушной подушке наблюдается значительное скольжение (продольная ось судна отклоняется от направления движения на угол более 10÷12°), то создаётся возможность бортового удара о волну или берег.

В этом случае:
- не уменьшайте обороты двигателя;
- переместите ручку балансировки на себя до упора;
- устраняйте скольжение соразмерным поворотом штурвала.

Если устранить скольжение таким образом не удаётся (сильный ветер, малы размеры акватории), то разверните судно против ветра или по ветру в зависимости от направления бокового ветра. При боковом ветре с носовых курсов разворачивайте судно против ветра, с кормовых курсов – по ветру. После выхода на прямолинейный курс (без скольжения) уменьшите обороты двигателя и при скорости 15÷20 км/час снова поверните судно на исходный курс. Продолжите движение с подбором скорости, при которой скольжение не превышает 10÷12º.

Обороты двигателя можно сбрасывать только после уменьшения угла скольжения до 3÷4°.
3
Управление на грунте

1. Выдерживание прямого курса осуществляйте перекладкой штурвала.

2. Изменение курса на грунте выполняется перекладкой штурвала.

3. Для выполнения разворота с малым радиусом необходимо:
- установить начальную скорость 10÷15 км/час;
- установить ручку балансировки нейтрально;
- повернуть штурвал в сторону разворота;
- переместить рычаг управления подачей топлива от себя до упора;
- при подходе продольной оси судна к нужному направлению переместить рычаг управления подачей топлива в исходное положение и повернуть штурвал в сторону против вращения.

Разворот с малым радиусом сопровождается значительным скольжением судна. Его следует выполнить на открытом месте, чтобы избежать удара бортом о препятствие.

Разворот с малым радиусом выполняйте по возможности в сторону подъёма (косогора) на местности и на наветренный борт. Это позволит значительно уменьшить радиус разворота.

4. Остановка на грунте должна выполняться на ровных местах. При остановке судна на пологих неровностях, которые он легко преодолевает сходу, (одним скегом на кочке, под скегом – яма), есть вероятность, что судно не сможет начать движение (не сможет преодолеть силу трения покоя, т.к. воздушную подушку «выдувает» через зазоры между скегом и грунтом). Поэтому остановку судна на грунте делайте на ровных участках.

Если судно остановился на кочке или яме, уменьшите давление в скегах до минимума (15÷10 делений по манометру). После схода с ямы или кочки давление в скегах увеличьте до рекомендуемого
4
Управление на болоте и неровных грунтах

Движение по заболоченной поверхности, вязкому или неровному грунту, мокрому песку имеет следующие особенности:
- повышенное сопротивление движению судна;
- частая смена характеристик грунта на болоте (вода, вязкий грунт, твёрдый грунт, трава) приводит к постоянным колебаниям скорости;
- необходимость постоянного изменения курса для обхода препятствий.

Движение осуществляйте при нейтрально сбалансированном судне. Пользоваться ручкой балансировки не рекомендуется.

Во избежание застревания судна не допускайте снижения скорости ниже
10 км/ч.

Изменение курса выполняйте следующим образом:
- поверните штурвал в сторону поворота;
- увеличьте обороты до максимальных;
- после поворота на нужный угол поверните штурвал в нейтральное положение;
- после придания судну нужного курса установите исходные обороты двигателя.

ВНИМАНИЕ! Для исключения ударов бортами (скегами) о препятствия повороты выполняйте координировано, не допуская больших углов скольжения.
5
Управление на снегу и по льду

1. Движение по снегу и льду имеет следующие особенности:
- малая сила трения, низкие обороты при начале движения (остановке), большой тормозной путь судна;
- при оборотах 1500–2000 об/мин судно движется со значительной скоростью в режиме скольжения, при этом изменить направление движения поворотом штурвала невозможно.

Изменение направления движения выполняйте в следующей последовательности:

- заблаговременно уменьшите обороты двигателя, чтобы подойти к точке поворота на скорости 10÷15 км/ч;
- поверните штурвал в сторону поворота;
- увеличьте обороты двигателя соразмерно загрузке судна и его исходной скорости;
- регулируйте угловую скорость разворота и радиус циркуляции поворотом штурвала;
- при достижении заданного курса удерживайте судно на нём поворотами штурвала, установите исходные обороты двигателя.

Развороты судна на снегу и льду сопровождаются значительным скольжением и боковым сносом как в процессе разворота, так и при выходе из него. Выполняйте развороты на свободном от препятствий пространстве.

Разворот с малым радиусом выполняйте по возможности в сторону подъёма (косогора) на местности и на наветренный борт. Это позволит значительно уменьшить радиус разворота.

2. Движение по тонкому или битому льду.

Судно при движении оказывает давление на поверхность, равное 0,7÷2,0 кПа, а при стоянке на скегах – не более 4,9 кПа. Он способен двигаться над тонким льдом, не разрушая его. При разрушении тонкого льда и движении по битому льду существует опасность повреждения скегов. Повороты при этом следует выполнять координировано, избегая большой скорости и больших углов скольжения.

В случае проламывания льда для предотвращения повреждения скегов рекомендуем:
- сохранять, по возможности, прямолинейное движение до выхода на сплошной лёд или чистую воду;
- при необходимости выполнить поворот увеличьте обороты двигателя до максимальных, подняв судно на «воздушную подушку». Поворот судна выполняйте координировано, не допуская больших скольжений.
- при ограниченном месте для манёвра сбросьте обороты, затормозив судно в прямолинейном движении, а затем выполните поворот, как указано в предыдущем пункте.

3. При движении по глубокому мягкому (свежему) снегу скеги углубляются в снег на 30÷50 мм. При выполнении поворотов скеги (особенно продольные реданы) сгребают снег, что затрудняет поворот, увеличивает его время и радиус.

Изменение направления движения на глубоком снегу выполняйте в следующей последовательности:
- заблаговременно уменьшите обороты двигателя, чтобы подойти к точке поворота на скорости 10÷15 км/час;
- переместите ручку балансировки в предельно переднее положение;
- поверните штурвал в сторону поворота;
- увеличьте обороты двигателя соразмерно загрузке судна и его исходной скорости;
- регулируйте угловую скорость разворота и радиус циркуляции перекладкой штурвала;
- при достижении заданного курса удерживайте судно на нём поворотами штурвала, установите исходные обороты двигателя.
6
Амфибийные режимы (вода-грунт, лед-вода)

1. Выход на наклонный берег выполняйте следующим образом:
- подводите судно к береговой кромке под углом 30÷90°. Чем круче берег, тем под большим углом подводите судно к береговой кромке, т.к. тем больше тенденция к скольжению судна в сторону воды при выходе на берег и сходе с него. Выход на берег с уклоном 8÷15° возможен только с хода под углом 90° к береговой кромке;
- подходите к берегу на малом ходу;
- перед выходом на берег с уклоном более 6° увеличьте обороты до максимальных;
- в момент пересечения береговой кромки серединой судна поверните штурвал в сторону воды и, одновременно, движением рычага управления подачей топлива уменьшите обороты двигателя ниже оборотов начала движения (см. таблицу 1). При этом судно выйдет на наклонный берег и остановится вдоль береговой кромки или носом к ней в зависимости от регулируемой Вами скорости уменьшения оборотов.

Если судно остановился на подъёме, и дальнейшее движение вперёд или в сторону невозможно, отключите винт, подняв ручку сцепления в верхнее положение, и увеличьте обороты двигателя вплоть до максимальных 3500 об/мин. Судно будет съезжать с уклона задним ходом.

2. Сход с наклонной береговой кромки выполняйте в следующей последовательности:
- увеличьте обороты двигателя выше оборотов начала движения;
- поворотом штурвала разверните судно в нужном направлении;
- после схода в воду установите нужные обороты двигателя.

3. Выход на ступенчатый берег, преодоление песчаных островов.

Судно способен преодолевать ступенчатые препятствия высотой до 300 мм, и выходить на откосы 12÷15°. При преодолении указанных препятствий существует возможность повреждения скегов и судна. По возможности, осмотрите берег или препятствие прежде, чем его преодолевать:

- подводите судно строго перпендикулярно береговой черте на полных оборотах двигателя;
- управление на берегу начинайте после выхода судна на сушу всем корпусом;
- при преодолении сложных и незнакомых участков рекомендуем остановить судно и определить безопасный маршрут следования.

4. Сход со ступеньки.

Судно способно сходить со ступеньки высотой до 300 мм. Сход выполняйте на ходу на оборотах 3000–3500 об/мин.