Школа Кормщик

Лекция СВП.05
Влияние погодных условий и действия в аварийных ситуациях
1
Учет влияния ветра

1. Встречный ветер уменьшает скорость судна практически на величину скорости ветра, что необходимо учитывать в расчёте дальности и заправки топлива.

При скорости встречного ветра 10÷15 м/с обороты двигателя при предельно переднем положении рычага управления подачей топлива за счёт дополнительной разгрузки воздушного винта увеличиваются по сравнению с безветрием и могут возрастать до 3500–3600 об/мин. При сильном встречном ветре обороты двигателя следует держать в диапазоне от 3300 об/мин до максимальных.

При встречном порывистом ветре скоростью 10÷15 м/с возникает большой аэродинамический кабрирующий (задирающий нос судна) момент, который следует парировать соразмерным перемещением ручки балансировки от себя, удерживая судно на ровном киле (с нулевым дифферентом).

2. При движении со встречно–боковым ветром скоростью 10÷12 м/с происходит смещение (дрейф) судна с линии движения. Для выдерживания направления движения необходимо соразмерным поворотом штурвала на наветренный борт сместить нос судна относительно выбранного впереди ориентира в сторону ветра и вести судно с получившимся углом скольжения. При встречно–боковом ветре скоростью 10÷15 м/с угол скольжения может достигать 30 градусов и более.

3. Боковой ветер скоростью 10÷12 м/с, обдувая кольцо воздушного винта, имеющего большую парусность, создаёт флюгерный аэродинамический момент, стремящийся развернуть судно носом против ветра. В этом случае при движении с отпущенным штурвалом судно самопроизвольно приводится носом против ветра.

Для удержания судна на заданной линии пути водитель должен вести судно со скольжением на подветренный борт (см. п. 4.12.2). Для увеличения устойчивости движения рекомендуется так же установить ручку балансировки на себя и быть особенно внимательным, так как сильный ветер сопровождается порывами + (3÷5) м/с, вызывающими рыскание судна.

Следует принимать во внимание, что при движении по воде устойчивость судна на курсе существенно выше, чем при движении по твёрдой поверхности, особенно по льду. Судно рекомендуется, по возможности, вести по воде вдоль подветренного берега, в зоне затишья ветра и меньшей волны. В то же время, не рекомендуется приближаться к берегу (корягам, торосам и т.п. препятствиям) ближе 10÷30 м, чтобы сохранять пространство для маневрирования и избежать соударения в случае самопроизвольного разворачивания судна на ветер.

Флюгерный аэродинамический момент при сильном боковом ветре затрудняет вхождение судна в поворот в сторону подветренного борта и способствует повороту на наветренный борт. Например, если ветер дует в правый борт, то время и радиус поворота влево будут в 3÷4 раза больше, чем при повороте вправо. При попадании в полосу ветра, большего 12 м/с, не исключено, что при задней центровке судна выполнить поворот на подветренный борт не удастся. При выборе пути водитель должен учитывать несимметричную поворачиваемость судна.

В случае необходимости поворот в сторону подветренного борта рекомендуется выполнять в следующей последовательности:
- заблаговременно уменьшите обороты двигателя, чтобы подойти к точке поворота на скорости 5÷10 км/час, имея в сторону поворота 30÷50 м свободного пространства;
- переместите ручку балансировки в предельно переднее положение;
- поверните штурвал полностью в сторону поворота;
- быстро увеличьте обороты двигателя до максимальных;
- при достижении заданного курса поверните штурвал в нейтральное положение, установите исходные обороты двигателя.

В случае невозможности выполнить поворот в сторону подветренного борта (из–за сильного ветра, ограниченного пространства и др.), рекомендуем выполнить поворот на нужный курс через наветренный борт.

4. Попутный ветер скоростью 10÷12 м/с увеличивает скорость судна практически на величину скорости ветра, что необходимо учитывать в расчёте дальности и заправки топлива.

При скорости попутного ветра 10÷12 м/с скорость судна увеличивается, при этом возникает дифферент на нос. Для того, чтоб уменьшить дифферент, нужно рычаг управления горизонтальными рулями переместить на себя. При сильном попутном ветре обороты двигателя следует держать в диапазоне от 3000 об/мин до максимальных.

При попутном порывистом ветре скоростью 10÷12 м/с уменьшается устойчивость судна по курсу, что следует парировать соответствующим перемещением ручки балансировки на себя.
2
Предотвращение обледенения

Обледенение судна происходит в движении по воде при отрицательной температуре наружного воздуха или при движении в мокрый снег. Обледенению подвержены: транец, стойки и кольцо воздушного винта, тросы проводки управления, воздухозаборники и шкивы центробежных нагнетателей, лопасти воздушного винта.

При эксплуатации судна на воде при отрицательных температурах рекомендуется:
- проходить промоины и открытые участки воды на воздушной подушке;
- по возможности производить разгон и торможение на твёрдых участках поверхности (на берегу, льду);
- маневрирование судна выполнять на минимальных оборотах, не создавая сильного брызгообразования;
- разгон выполнять при возможности против ветра.

Возможные последствия обледенения и меры противодействия приведены в таблице
3
Предотвращение перегрева двигателя

Если температура наружного воздуха выше плюс 30°С, следует внимательнее следить за температурой охлаждающей жидкости и при необходимости уменьшить обороты двигателя.
4
Действия в аварийных ситуациях

1. Аварийная остановка двигателя осуществляется при отключенном сцеплении установкой ключа запуска в положение «0».

Остановка двигателя при включённом сцеплении приводит к срезу шпонок на вале винта и невозможности дальнейшего движения. Если двигатель самопроизвольно сбрасывает обороты, в первую очередь необходимо отключить сцепление.

2. Повреждение скега сохраняет возможность движения судна.

Если повреждена основная полость скега, необходимо накачать резервную полость и продолжить движение.

При повреждении оболочки скега необходимо произвести движение к месту базирования.

3. Повреждение надувного борта

Повреждение любой одной секции борта практически никак не сказывается на ходовых качествах судна.

При повреждении всех секций борта необходимо перейти в режим плавания и выполнить выход на берег. Плавание можно продолжить после ремонта борта.

4. Пожар на грунте

- повернуть ключ запуска в положение «0»;
- нажать кнопку выключения «массы»;
- отдать команду на покидание судна пассажирами;
- помочь пассажирам выбраться из судна, взять огнетушитель из кабины, покинуть судно;
- тушить пожар огнетушителем и подручными средствами (накрыть капот, забросать грунтом и т.д.).

5. Пожар на воде

- повернуть ключ запуска в положение «0»;
- нажать кнопку выключения «массы»;
- отдать команду пассажирам приготовить спасательные и подручные плав. средства, приготовиться к покиданию судна;
- тушить пожар огнетушителем и подручными средствами (накрыть капот, заливать водой и т.д.)
- в случае не прекращения пожара всем покинуть судно, используя имеющиеся плав. средства.