Навигационное оборудование внутренних водных путей
1. Назначение и состав навигационного оборудования
Табл. 6.1. Характер навигационных огней и их условное обозначение
6.2. Береговые навигационные знаки обозначения судового хода
Рис. 6.1. Схема расположения осевых створов на участке реки:
1 – ось судового хода; 2 – створы на светлом фоне; 3 – створы на темном фоне
Рис. 6.2. Осевые створы для светлого (слева) и темного (справа) фона местности
(часть площади знаков, окрашенная в красный цвет, условно обозначена штриховкой)
Рис. 6.3. Ориентирование по осевому створу:
а – судно находится в створной зоне; б – судно вышло из створной зоны; 1 – ось судового хода; 2 – задний знак створа; 3 – передний знак створа; 4 – берег; 5 – изобата гарантированной глубины; 6 – визирные кривые, ограничивающие створную зону; 7 – ось створа; 8 – воображаемая вертикаль, проходящая через огни створа; 9 – огонь заднего знака; 10 – огонь переднего знака
Рис. 6.4. Схема расположения щелевого створа на участке водного пути:
1 – ось судового хода; 2 – ось створа; 3 – знаки створа; а – щелевой створ для светлого фона; б – щелевой створ для темного фона
Рис. 6.5. Ориентирование по щелевому створу:
а – судно на оси створа; б – судно уклонилось от оси створа; в – судно вышло из створной зоны; 1 – ось судового хода; 2 – изобата гарантированной глубины; 3 – ось створа; 4 – задний знак; 5 – передний знак; 6 – визирные кривые, образующие створную зону
Рис. 6.6. Кромочный створ:
1 – направление течения; 2 – левая кромка судового хода; 3 – правая кромка судового хода; 4 – створные знаки для обозначения двух кромок судового хода
Рис. 6.7. Типы сигнальных щитов перевальных знаков:
а – квадратный; б – прямоугольный; в – комбинированный
Рис. 6.8. Ходовые знаки
Рис. 6.9. Весенние знаки
Рис. 6.10. Знаки «Ориентир»:
а – в виде одиночных столбов с сигнальными щитами;
б – в виде трех и четырехгранных призм и пирамид
Рис. 6.11. Знак «Путевой огонь» (а) и опознавательные знаки (б)
Рис. 6.12. Маяк
Рис. 6.13. Навигационный знак
6.3. Знаки и огни на мостах
На реках имеются мосты различных типов. Наиболее часто встречаются неразводные мосты, а также наплавные и разводные.
Судоходные пролеты неразводных мостов оборудуются указателями оси судового хода и указателями высоты подмостового габарита и кромок судового хода в пролете (рис. 6.14).Рис. 6.14. Знаки судоходных пролетов мостов:
а – для прохода судов и составов, идущих снизу (против течения);
б – для прохода судов и составов, идущих сверху (по течению);
в – для проводки плотовых составов;
г – для прохода маломерных судов;
1 – полосы, указывающие отметку расчетного судоходного уровня (РСУ);
2 – указатели высоты подмостового габарита и кромок судового хода;
3 – указатели оси судового хода
Рис. 6.15. Расположение огней и знаков судоходных пролетов
неразводного арочного моста (H – высота пролета; B – ширина пролета)
Рис. 6.16. Огни-указатели разводного пролета наплавного моста:
а – разводная часть отведена в сторону правого берега;
б – разводная часть отведена в сторону левого берега
Рис. 6.17. Светофоры на разводных пролетах мостов:
а – движение запрещено; б – движение разрешено
6.4. Береговые информационные знаки
Рис. 6.18. Запрещающие знаки:
а – знак «Якоря не бросать!»;
б – знак «Расхождение и обгон составов запрещены!»;
в – знак «Расхождение и обгон запрещены!»;
г – знак «Не создавать волнения!»;
д – знак «Движение мелких плавсредств запрещено!»;
е –светофор;
ж – семафор
Рис. 6.19. Предупреждающие и предписывающие знаки:
а –знак «Внимание!»;
б –знак «Пересечение судового хода!»;
в – знак «Скорость ограничена!»;
г – знак «Соблюдать надводный габарит!»
Рис. 6.20. Указательные знаки:
а – знак «Место оборота судов»;
б – знак «Пост судоходной инспекции»;
в – указатель расстояний (километража);
г – указатель местности;
д – указатель рейда (рейдовый знак);
1 – передний створный знак (цифра показывает номер рейда);
2 – задний створный знак;
3 – щит (цифра означает длину рейда)
6.5. Плавучие знаки навигационного оборудования
Рис. 6.22 Морской буй
1 – светооптический аппарат;
2 – надстройка;
3 – цилиндрический корпус;
4 – хвостовик;
5 – чугунный балласт
Рис. 6.23. Бакены
а – пирамидальный; б – шаровый; в – цилиндрический
Рис. 6.24. Озерная (а), речная (б) и морская (в) веха
1 – топовая фигура; 2 – стальной корпус; 3 – металлическая труба; 4 – балласт
Рис. 6.25. Кромочные, поворотные знаки и знаки опасности
а – кромочный правый;
б – кромочный левый;
в – поворотный правой кромки;
г – поворотный левой кромки;
д – знак опасности левой кромки;
е – знак опасности правой кромки
Рис. 6.26. Свальные (а, б), разделительные (в, г), осевые (д) и поворотно-осевые (е) знаки
Рис. 6.27. Латеральные знаки
ограждения сторон фарватеров:
а – левой стороны; б – правой стороны
Рис. 6.28. Латеральные знаки разделения фарватеров:
а – основной фарватер справа; б – основной фарватер слева
Рис. 6.29. Кардинальные знаки
Рис. 6.30
Знак отдельной опасности малых размеров (а),
Осевой знак (б),
Знак специального назначения (в)
6.6. Расстановка навигационных знаков на реках и каналах
Рис. 6.31. Схема расстановки осевых створов
на участке реки
Рис. 6.32. Схема расстановки перевальных и ходовых знаков на участке реки
Рис. 6.33. Схема расстановки навигационных знаков на плесовом участке реки
Рис. 6.34. Схема расстановки
навигационных знаков на перекатах
Рис. 6.35. Схема расстановки навигационных знаков на судоходных каналах
6.7. Расстановка навигационных знаков на озерах и водохранилищах
Рис. 6.36. Схема расстановки
навигационных знаков на мелководном водохранилище:
1 – разделительный буй; 2, 3, 10 – осевые буи; 4, 6, 7, 17, 19 – кромочные буи; 5, 11, 15, 16, 18 – знаки «Ориентир»; 8 – ходовой знак; 9, 14 – осевые створы; 12 – поворотно-осевой знак; 13 – щелевой створРис. 6.37. Схема расстановки навигационных знаков
на глубоководном водохранилище