Навигационное оборудование внутренних водных путей

1. Назначение и состав навигационного оборудования

Для обеспечения безопасности плавания и сохранности искусственных сооружений на внутренних водных путях используется навигационное оборудование, представляющее собой систему береговых и плавучих знаков и огней.
Навигационные знаки и огни предназначены для:
  • указания судового хода на реках, каналах, водохранилищах и озерах, а также ограждения отдельных навигационных опасностей;
  • указания судоходных пролетов мостов, служащих для прохода судов и проводки плотов, а также регулирования пропуска судов через наплавные мосты;
  • указания охранных зон подводных и воздушных переходов (линий связи и электропередачи, трубопроводов, дюкеров, водозаборов, водовыпусков) и других искусственных сооружений;
  • указания границ рейдов, якорных стоянок, свальных течений и других особенностей участков пути, где судоводители должны принимать меры предосторожности;
  • регулирования движения на засемафоренных участках пути.
Навигационные знаки подразделяются на береговые и плавучие. В состав береговых знаков входят: знаки ограждения (обозначения) судового хода и информационные знаки.

К береговым знакам обозначения положения судового хода относятся: створные, перевальные, ходовые, весенние, знаки «Ориентир», указатели оси и указатели подмостового габарита и кромок судового хода в судоходных пролетах мостов, путевые огни судоходных каналов, а также опознавательные знаки, маяки, светящие и несветящие навигационные знаки и навигационные огни.

Информационные знаки разделяются на три группы: запрещающие, предупреждающие и предписывающие, указательные.

К запрещающим относятся знаки: «Якоря не бросать!», «Расхождение и обгон составов запрещены!», «Расхождение и обгон запрещены!», «Не создавать волнения!», «Движение мелких плавсредств запрещено!», семафор, светофор.

К предупреждающим и предписывающим относятся знаки: «Внимание!», «Пересечение судового хода!», «Скорость ограничена!», «Соблюдать надводный габарит!».

К указательным относятся знаки: «Место оборота судов», «Пост судоходной инспекции», «Указатели расстояния», «Указатель местности», «Указатель рейда» (рейдовый знак), сигнальные мачты.

В состав плавучих знаков входят буи и вехи. Плавучим знакам в зависимости от их назначения присваиваются определенная форма, окраска и характер огня. Буи и вехи могут иметь топовые фигуры с присвоенными им формой и цветом. Плавучие знаки предупреждают судоводителя о наличии опасностей, запрещают движение в их сторону и указывают безопасный путь.

На внутренних водных путях предусматривается содержание следующих видов навигационного ограждения: освещаемого,светоотражающего и неосвещаемого.

Для обеспечения на водных путях с интенсивным движением круглосуточного судоходства, навигационные знаки оборудуются светосигнальными приборами, создающими навигационный огонь определенного цвета и характера (режима) горения. Светосигнальные огни позволяют судоводителям правильно ориентироваться в темное время суток и опознавать навигационные знаки по цвету и характеру огня. Кроме того, навигационные огни предназначены для: регулирования движения судов при проходе через гидротехнические сооружения и участки пути с односторонним движением; указания оси и высоты судоходного пролета неразводных мостов; указания разводного пролета наплавных мостов.

В ночное время на знаках зажигаются постоянные и прерывистые навигационные огни белого, зеленого, красного и желтого цветов. Постоянные огни характеризуются неизменной во времени силой света. Прерывистыми называют огни, сила света которых периодически изменяется. Периодом прерывистого огня называется время, по истечению которого повторяется последовательность проблесков света и затемнений. Существуют различные виды прерывистых огней, отличающихся периодом, длительностью проблесков и их числом за период.

Использование прерывистых огней позволяет увеличить число световых сигналов различного светового значения и повысить их заметность на фоне посторонних огней. Государственный стандарт предусматривает применение постоянных и прерывистых огней следующих видов: проблесковых, группопроблесковых, частопроблесковых, прерывистых частопроблесковых, затмевающихся и пульсирующих. Характеристики перечисленных огней приведены в табл. 6.1.

Сочетание перечисленных выше цветов и характеристик огней позволяет присвоить каждому типу навигационных знаков свойственную только ему комбинацию цвета и характера огня, благодаря которой тип знака опознается в ночное время.

Навигационные огни всех знаков, кроме светофоров, должны действовать в период от захода до восхода Солнца, а светофоров – круглосуточно.

На водных путях с небольшой интенсивностью судоходства (в ночное время регулярно проходит 1-2 судна) обычно применяют светоотражающие знаки, которые оборудуются специальными световозвращающими покрытиями. При освещении таких знаков лучом судового прожектора они отчетливо видны и обеспечивают достаточную надежность их опознания.

Табл. 6.1. Характер навигационных огней и их условное обозначение

На водных путях, где движение судов происходит только в светлое время суток, применяют несветящие навигационные знаки.

Видимость навигационных знаков зависит от их контраста с окружающим фоном. Навигационные знаки можно увидеть лишь в том случае, если они по яркости и цвету отличаются от окружающего фона. Выбирая соответствующую окраску можно значительно повысить контраст знаков с окружающим фоном, благодаря чему увеличивается дальность видимости знаков.

Навигационные знаки на внутренних водных путях окрашиваются в белый, красный, зеленый, желтый и черный цвета или их сочетания. Для повышения контраста знаки, расположенные на темном фоне, окрашиваются в белый цвет, а на светлом – в красный или черный. Черные знаки обладают наибольшей видимостью на фоне неба. Вместо белого допускается использовать желтый цвет.

Одни и те же навигационные знаки могут периодически рассматриваться на переменном фоне, то есть на фоне, яркость которого непостоянна. Например, лиственный лес осенью и сухой песок относятся к светлым фонам, а этот же лес летом и мокрый песок – к темным. Для обеспечения неизменной видимости знаков в этих случаях применяется окантовка щитов знаков в виде цветных полос, контрастирующих с основной окраской.

Для улучшения видимости знаков их щиты устанавливаются не вертикально, а наклонно. В этом случае возрастает освещенность знаков и их контраст с окружающим фоном. Видимость знаков в значительной мере зависит от положения Солнца по отношению к ним. При расположении Солнца спереди знаков, видимость их максимальная, а при расположении позади знаков – цвет любой окраски различается только в непосредственной близости от них, а на больших расстояниях все знаки кажутся темными.

На внутренних водных путях судовой ход ограждается плавучими навигационными знаками по одной из двух систем ограждения навигационных опасностей. Состав и отличительные признаки плавучих знаков первой системы, которая применяется на реках, водохранилищах, каналах и озерах, определяются ГОСТ 26600-98 «Знаки навигационные внутренних судоходных путей». Этот ГОСТ определяет также состав и отличительные признаки береговых навигационных знаков, применяемых на перечисленных выше водных путях.

Вторая система навигационного оборудования водных путей плавучими знаками носит название «Система МАМС» (для региона А) – система Международной ассоциации маячных служб. Она применяется на больших озерах, морских устьях крупных рек, а также на внешних водных путях – морях, океанах и морских каналах. Состав и отличительные признаки плавучих знаков этой системы, цвет и характер их огней в водах России приведены в извещении Главного управления навигации и океанографии министерства обороны (ГУНиО МО) № 9030.

По принципу расстановки знаков относительно опасностей предусматривается несколько типов знаков. В каждой из применяемых на внутренних водных путях систем ограждения навигационных опасностей плавучими знаками имеются латеральные знаки, выставляемые по принципу ограждения кромок судового хода и сторон фарватера, осевые знаки, обозначающие ось судового хода или фарватера, и знаки ограждения отдельных опасностей, выставляемые непосредственно над ними. В системе МАМС помимо перечисленных типов имеются кардинальные знаки, которые выставляются в одном, нескольких или во всех секторах относительно стран света от опасности и обозначают сторону, с какой эту опасность надо обходить, и знаки специального назначения, применяемые для обозначения или ограждения специальных районов и объектов.

Количество навигационных знаков, устанавливаемых на водном пути, определяют его судоходные характеристики (глубину и ширину судового хода, радиус закругления, грунты, слагающие дно реки, скорость течения и др.), интенсивность судоходства, грузоподъемность и тип транспортных судов, также вид используемого навигационного оборудования.

Указания, порядок расстановки, вопросы содержания навигационных знаков и огней и т.п. определяются Инструкцией по содержанию навигационного оборудования внутренних водных путей.

6.2. Береговые навигационные знаки обозначения судового хода

Береговые навигационные знаки в зависимости от их назначения подразделяются на две группы: обозначения положения судового хода и информационные.

К береговым знакам обозначения положения судового хода относятся створные, перевальные, ходовые, весенние, знаки «Ориентир», знаки ходовых пролетов мостов и «Путевой огонь».

Береговые знаки состоят из столба-опоры и укрепленного на нем щита определенной формы и окраски. Для этих знаков применяются сигнальные щиты пяти типов: прямоугольный, квадратный, трапецеидальный, круглый и комбинированный. Форма щита зависит от назначения берегового знака.

Размеры сигнальных щитов в зависимости от дальности действия знака регламентируются Государственным стандартом. Высота береговых знаков определяется специальным расчетом с учетом рельефа береговой полосы.
На внутренних водных путях применяются осевые (линейные), щелевые и кромочные створы.

Рис. 6.1. Схема расположения осевых створов на участке реки:

1 – ось судового хода; 2 – створы на светлом фоне; 3 – створы на темном фоне

Осевой створ (рис. 6.1) состоит из двух знаков – переднего и заднего, одинаковых по форме, расположенных на продолжении оси судового хода.

Рис. 6.2. Осевые створы для светлого (слева) и темного (справа) фона местности

(часть площади знаков, окрашенная в красный цвет, условно обозначена штриховкой)

На знаках осевого створа применяют сигнальные щиты четырех типов: квадратный (рис. 6.2, а), прямоугольный (рис. 6.2, б), трапецеидальный (рис. 6.2, в) и комбинированный (рис. 6.2, г – верхний щит квадратный, расположенный вертикально, а нижний – трапецеидальный, расположенный наклонно к вертикали).

В темное время суток на осевых створных знаках правого берега действует красный, белый или желтый сигнальный огонь, а на знаках левого берега – зеленый, белый или желтый. При этом характер (режим) огня переднего знака – постоянный, а заднего – проблесковый или постоянный.

В отдельных случаях при большом скопления посторонних огней как на переднем, так и на заднем знаке применяются постоянные огни повышенной заметности: пульсирующие или протяженной формы красного и зеленого цветов.

Рис. 6.3. Ориентирование по осевому створу:

а – судно находится в створной зоне; б – судно вышло из створной зоны; 1 – ось судового хода; 2 – задний знак створа; 3 – передний знак створа; 4 – берег; 5 – изобата гарантированной глубины; 6 – визирные кривые, ограничивающие створную зону; 7 – ось створа; 8 – воображаемая вертикаль, проходящая через огни створа; 9 – огонь заднего знака; 10 – огонь переднего знака

Осевой створ служит для обозначения оси судового хода. Принцип его действия состоит в следующем (рис. 6.3). Два знака или огня створа – передний и задний, расположенные на берегу на некотором расстоянии друг от друга, образуют створную линию, продолжение которой в сторону водного пространства должно совпадать с положением оси судового хода. Признаком нахождения судна на створной линии будет расположение переднего и заднего знаков или огней на одной вертикали (рис. 6.3, а). Отклонение взаимного расположения переднего и заднего знаков или огней от вертикали свидетельствует об уклонении судна в сторону от оси судового хода и выходе его за пределы створной зоны (рис. 6.3, б). При выходе судна из створной зоны судоводитель должен изменить курс для возвращения в эту зону.

Рис. 6.4. Схема расположения щелевого створа на участке водного пути:

1 – ось судового хода; 2 – ось створа; 3 – знаки створа; а – щелевой створ для светлого фона; б – щелевой створ для темного фона

Щелевой створ состоит из трех знаков – двух передних и одного заднего и служит для обозначения положения судового хода и его кромок (рис. 6.4).

Два передних знака устанавливаются на линии, перпендикулярной к оси створа, и располагаются от нее на одинаковом расстоянии. Задний знак устанавливается на оси створа, которая должна совпадать с осью судового хода.

Сигнальные щиты знаков щелевого створа предусмотрены одного типа – прямоугольной формы. Их окрашивают в зависимости от фона окружающей местности: на светлом фоне – красный цвет с белой или черной вертикальной полосой посредине (рис. 6.4, а), на темном фоне – в белый цвет с черной вертикальной полосой (рис. 6.4, б).
На знаках щелевого створа действуют белые или желтые сигнальные огни, на передних знаках – постоянные, на заднем – проблесковый. При наличии в районе расположения щелевого створа посторонних огней на знаках, установленных на правом берегу, применяются красные сигнальные огни, на левом берегу – зеленые. При этом передние огни – постоянные, а задний – проблесковый.

Рис. 6.5. Ориентирование по щелевому створу:

а – судно на оси створа; б – судно уклонилось от оси створа; в – судно вышло из створной зоны; 1 – ось судового хода; 2 – изобата гарантированной глубины; 3 – ось створа; 4 – задний знак; 5 – передний знак; 6 – визирные кривые, образующие створную зону

Принцип действия щелевого створа показан на рис. 6.5. При движении судна по оси судового хода (рис. 6.5, а) задний знак (огонь) виден точно посредине расстояния между передними знаками (огнями). По мере уклонения судна от оси судового хода симметричность расположения знаков нарушается (рис. 6.5, б), при этом сокращается просвет между задним и передним знаком той кромки, к которой судно приближается.

Если судно вышло за границу створной зоны (рис. 6.5, в), просвет между щитами заднего и одного из передних знаков исчезает.

Судоводитель не должен допускать выхода судна из указанной зоны, так как при этом не обеспечивается безопасность движения.

Щелевые створы применяются в основном на водохранилищах и устьевых участках больших рек.

Рис. 6.6. Кромочный створ:

1 – направление течения; 2 – левая кромка судового хода; 3 – правая кромка судового хода; 4 – створные знаки для обозначения двух кромок судового хода

Кромочный створ предназначен для указания одной кромки судового хода. Створ состоит из двух знаков – переднего и более высокого заднего. Ось створа пересекает вертикальную грань заднего знака, обращенную в сторону ограждаемой кромки судового хода. Передний знак несколько смещен с этой оси в сторону той же кромки. Для указания обеих кромок судового хода устанавливаются два кромочных створа – левый и правый (рис. 6.6). Сигнальный щит переднего знака кромочного створа имеет прямоугольную форму, а заднего – форму прямоугольной трапеции. Знаки окрашиваются на темном фоне в белый цвет, на светлом фоне – в красный цвет. Огни – на левой кромке зеленые, передний постоянный, задний двухпроблесковый; на правой кромке красные, передний постоянный, задний двухпроблесковый.

При нахождении судна на оси судового хода судоводитель видит знаки (огни) правого и левого створов, расположенные симметрично. При уклонении судна от оси судового хода нарушается видимое судоводителем симметричное расположение знаков. Зазор между вертикальными гранями щитов переднего и заднего знаков той кромки, в сторону которой уклонилось судно, окажется меньше зазора между вертикальными гранями щитов, ограждающих другую кромку. Исчезновение зазора между щитами знаков кромки, к которой уклонилось судно (касание вертикальных граней щитов), или расположение огней на одной вертикали означает, что судно вышло из створной зоны.

Рис. 6.7. Типы сигнальных щитов перевальных знаков:

а – квадратный; б – прямоугольный; в – комбинированный

Перевальные знаки (рис. 6.7) – это береговые навигационные знаки для указания направления судового хода, переходящего (переваливающего) от одного берега к другому, а также для обозначения начала и конца участка с приглубым (ходовым) берегом.Перевальный знак состоит из столба-опоры и укрепленного на нем сигнального щита определенной формы. Предусмотрены три типа щитов для перевальных знаков: квадратные (рис. 6.7, а), прямоугольные (рис. 6.7, б) и комбинированные (рис. 6.7, в). Знаки, расположенные на светлом фоне местности, окрашиваются в красный цвет, на темном – в белый.

Рис. 6.8. Ходовые знаки

Ходовые знаки (рис. 6.8) – это береговые знаки, которые указывают, что судовой ход расположен вдоль того приглубого берега, на котором они установлены. Они состоят из столба – опоры и сигнального щита – ромба (рис. 6.8, а), или щита в виде вытянутого ромба с отсеченными острыми углами (рис. 6.8, б). Для обеспечения видимости со всех направлений щиты делаются, как правило, объемными. Это достигается за счет крестообразного соединения двух плоских щитов (ромбов) или за счет соединения в плане двух щитов (вытянутых ромбов) под углом 90.Цвет окраски щита и столба ходового знака, в отличие от створных и перевальных знаков, зависит от наименования берега, на котором он установлен. На правом берегу – цвет красный, на левом – белый. Для создания контраста с фоном местности опоры ходовых знаков окрашиваются чередующимися полосами красного и белого цветов на правом берегу и белого и черного цветов – на левом берегу.

На ходовых знаках правого берега действуют красные проблесковые огни, на знаках левого берега – зеленые проблесковые.

Рис. 6.9. Весенние знаки

Весенние знаки (рис. 6.9) устанавливают для обозначения затопленных в период половодья берегов, островов, выступающих в русло мысов и т.п. Они не указывают непосредственно ось или кромку судового хода и служат для определения положения судового хода совместно с другими знаками.

Весенний знак представляет собой укрепленную на столбе-опоре сигнальную фигуру, состоящую из двух крестообразно соединенных щитов, имеющих форму круга на правом берегу (рис. 6.9, а) и трапеции – на левом берегу (рис. 6.9, б). Сигнальная фигура может быть также выполнена из трех пересекающихся под углом 120 в плане плоскостей.

Щиты весенних знаков правого берега окрашивают в красный цвет, а левого – в белый. Опоры знаков окрашивают в тот же цвет, что и щиты.

В темное время суток на знаках правого берега действуют красные постоянные огни, на знаках левого берега – зеленые постоянные.

Рис. 6.10. Знаки «Ориентир»:

а – в виде одиночных столбов с сигнальными щитами;

б – в виде трех и четырехгранных призм и пирамид

Знак «Ориентир» (рис. 6.10) применяют на реках и водохранилищах для обозначения характерных берегов, мысов, островов и других приметных мест береговой полосы. Непосредственно положение судового хода они не указывают, но позволяют судоводителям определить его косвенным путем (по положению судна относительно знака "Ориентир").

По конструкции знаки изготовляются в виде столбов-опор с двумя щитами (рис. 6.10, а) и трех или четырехгранных призм и пирамид (рис. 6.10, б). Используются два типа сигнальных щитов: прямоугольной и трапецеидальной формы.

Щиты знаков, устанавливаемых на правом берегу, окрашивают пятью чередующимися горизонтальными полосами красного и белого цветов, а на левом берегу – черного и белого, причем верхняя полоса должна быть соответственно красной или черной.

На знаках "Ориентир" правого берега действуют красные, белые или желтые двухпроблесковые огни, а на знаках левого берега – зеленые, белые или желтые двухпроблесковые.

Рис. 6.11. Знак «Путевой огонь» (а) и опознавательные знаки (б)

Знаки "Путевой огонь" (рис. 6.11, а) служат для обозначения в ночное время берегов судоходного канала. Форма знаков, несущих путевые огни, не регламентируется. Конструктивно знак представляет собой опору, в вершине которой укреплен фонарь с двумя линзами в боковых стенках. В фонаре помещается электрическая лампа. Через линзы боковых стенок сигнальные огни светят вдоль берега канала. На правом берегу действуют красные постоянные или проблесковые огни, на левом – зеленые постоянные или проблесковые.

Опознавательные знаки (рис. 6.11, б) служат для обозначения входа в канал, порт, аванпорт, убежище со стороны озера или водохранилища

Знаки сооружают в виде различных по архитектуре башен и устанавливают на оголовках дамб, молов и волноломов. Их окрашивают в цвет, обеспечивающий необходимый контраст с окружающим фоном местности.На вершинах опознавательных знаков устанавливаются постоянные или проблесковые сигнальные огни кругового действия: зеленые на знаках левого берега и красные – на знаках правого берега.

На сторонах опознавательных знаков, обращенных к судовому ходу, может устанавливаться постоянный огонь того же цвета, что и на их вершинах.

Рис. 6.12. Маяк

Маяк (морской маяк) – средство навигационного оборудования морей и крупных озер, являющееся дневным и ночным ориентиром. Маяк представляет собой башню, на вершине которой помещается аппаратура для подачи световых сигналов. Маяки служат для ориентировки судоводителей с применением инструментов и приборов. Высота маяка выбирается такой, чтобы была обеспечена необходимая дальность его видимости. Она достигает 50 метров и более. Маяк может быть оборудован звуковой сигнализацией для подачи сигналов во время тумана, а также аппаратурой для подачи радиосигналов. Вид маяка приведен на рис. 6.12.Каждый маяк имеет свою отличительную форму, окраску и характеристику огня. Описание маяков и их географические координаты даются в соответствующих лоциях и на картах.

Рис. 6.13. Навигационный знак

Светящий морской навигационный знак (светящий знак) – средство навигационного оборудования морей и крупных озер, являющееся дневным и ночным ориентиром специальной постройки, имеющее светооптический аппарат с дальностью видимости белого огня до 10 миль. Это сооружение такого же типа, что и маяк, но более легкой конструкции (рис. 6.13). Форма навигационных знаков бывает различной, сооружаются они из камня, кирпича, металла, дерева и т. п. Знак может иметь отличительные щиты и топовые фигуры. На них часто устанавливают радиолокационные отражатели.Несветящий навигационный знак – сооружение такого же вида, как и светящий знак, но не имеющее светооптического аппарата.

Морской навигационный огонь (огонь) – средство навигационного оборудования морей и крупных озер, являющееся ночным ориентиром и представляющее собой светооптический аппарат, устанавливаемый на естественных объектах или сооружениях неспециальной постройки (здание, скала, столб и др.).

6.3. Знаки и огни на мостах

На реках имеются мосты различных типов. Наиболее часто встречаются неразводные мосты, а также наплавные и разводные.

Судоходные пролеты неразводных мостов оборудуются указателями оси судового хода и указателями высоты подмостового габарита и кромок судового хода в пролете (рис. 6.14).

Рис. 6.14. Знаки судоходных пролетов мостов:

а – для прохода судов и составов, идущих снизу (против течения);

б – для прохода судов и составов, идущих сверху (по течению);

в – для проводки плотовых составов;

г – для прохода маломерных судов;

1 – полосы, указывающие отметку расчетного судоходного уровня (РСУ);

2 – указатели высоты подмостового габарита и кромок судового хода;

3 – указатели оси судового хода

Форма щитов и сигнальные огни указателей оси судового хода зависят от назначения пролета:
  • ось пролета, предназначенного для прохода судов и составов, идущих снизу, обозначается установленным на ферме моста квадратным щитом, а в ночное время также двумя красными створными огнями (рис. 6.14, а);
  • ось пролета, предназначенного для прохода судов и составов, идущих сверху, обозначается установленным на ферме моста квадратным щитом, расположенным в виде ромба, а в ночное время – двумя красными створными огнями, видимыми только с ходовой стороны пролета (рис. 6.14, б);
  • ось пролета, предназначенного для прохода плотовых составов, обозначается круглым щитом, а в ночное время двумя зелеными постоянными створными огнями (рис. 6.14, в);
  • ось пролета, предназначенного для прохода маломерных судов, обозначается треугольным щитом (вершиной вниз). В ночное время сигнальные огни не предусмотрены (рис. 6.14, г).
Цвет щитов указателей оси пролета – красный для светлого фона и белый – для темного.
Створные огни устанавливаются: передний – в центре щита или над ним, задний на кронштейне под противоположной кромкой фермы. Минимальное расстояние по вертикали между этими огнями должно быть не менее 1,5 м.

Указатели подмостового габарита (высоты судоходного пролета моста) и кромок судового хода представляют собой щиты квадратной формы зеленого (для светлого фона) или белого (для темного фона) цвета. Они устанавливаются непосредственно на опорах судоходного пролета со стороны входа в пролет, если высотный габарит одинаков по всей его ширине и если глубина русла между опорами равна или больше объявленной транзитной.

Рис. 6.15. Расположение огней и знаков судоходных пролетов

неразводного арочного моста (H – высота пролета; B – ширина пролета)

При невыполнении этих условий указатели подмостового габарита и кромок судового хода устанавливают на консолях, подвешенных к ферме моста с таким расчетом, чтобы каждая из них находилась над соответствующей кромкой судового хода (рис. 6.15).

Количество щитов (ночью – зеленых огней) указывает высоту пролета: четыре, расположенных один под другим щита (огня) – более 16 м, три – свыше 13 до 16 м, два – свыше 10 до 13 м, один – менее 10 м. Высота пролета указывается от расчетного судоходного уровня воды, определение которого приводится в специальной нормативной литературе. На опорах судоходного пролета белой краской наносится горизонтальная полоса шириной 0,3-0,5 м, верхняя кромка которой соответствует этому уровню.

Опоры судоходного пролета, если они не расположены на берегу, подсвечиваются с внутренней стороны фонарями, свет которых должен освещать лишь стенку опоры и не мешать судоводителям. Все другие огни, освещающие мост, должны иметь защитные устройства, не мешать судоводителям и не ухудшать видимость сигнальных огней, установленных на мосту.

В случае закрытия судоходного пролета для движения днем по его центру вывешивается красный флаг, а ночью выключаются створные и габаритные огни.

Рис. 6.16. Огни-указатели разводного пролета наплавного моста:

а – разводная часть отведена в сторону правого берега;

б – разводная часть отведена в сторону левого берега

Наплавные мосты, когда они разведены для пропуска судов, должны иметь в темное время суток следующие огни – указатели: на правой стороне пролета – два красных постоянных огня (на нижнем и верхнем по течению углах пролета), на левой – два зеленых постоянных огня (в тех же местах). Кроме того, на отведенной части моста на конце, выдающемся в реку со стрежневой стороны, устанавливают сигнальный огонь – красный постоянный при отводе к правому берегу, зеленый – при отводе к левому берегу (рис. 6.16).

На наведенном наплавном мосту по всей его длине через каждые 50 м на высоте не менее 2 м над верхним настилом моста устанавливаются белые огни. Число их должно быть не менее трех.

Для регулирования пропуска судов на наплавных мостах могут устанавливаться семафоры или светофоры.

Рис. 6.17. Светофоры на разводных пролетах мостов:

а – движение запрещено; б – движение разрешено

Разводные пролеты мостов могут использоваться для движения судов и составов как в разведенном так и в наведенном состоянии.
Регулирование движения судов в период разводки мостов осуществляется с помощью двухцветных светофоров (рис. 6.17):
  • разведенный пролет, закрытый для движения, имеет красные огни на опорах разводного пролета и поднятых вверх концах ферм (один красный огонь, если ферма одноконсольная) (рис. 6.17, а);
  • разведенный пролет, открытый для движения, имеет зеленые огни на опорах разводного пролета и по два зеленых створных огня на каждом поднятом вверх конце фермы (рис. 6.17, б).
Разводные пролеты мостов в наведенном состоянии, использующиеся для движения судов сверху, снизу или в обоих направлениях, оборудуются знаками и огнями как неразводные мосты. Разводные пролеты, не используемые в наведенном состоянии для движения судов, знаков и огней не имеют.

6.4. Береговые информационные знаки

Береговые информационные знаки служат для передачи судоводителю дополнительных сведений об особенностях водного пути и соответствующих мерах предосторожности по обеспечению безопасности плавания.

Информационные знаки подразделяются на три группы: запрещающие, предупреждающие и предписывающие, указательные.

Информационный знак состоит из сигнального щита, установленного на опоре или укрепленного на различных сооружениях, или же состоит из мачты с реей, на которой поднимают (вывешивают) определенные сигналы в виде объемных фигур.

Основными отличительными признаками знаков являются форма сигнального щита, его раскраска и соответствующий символ, определяющий смысловое значение знака.

Рис. 6.18. Запрещающие знаки:

а – знак «Якоря не бросать!»;

б – знак «Расхождение и обгон составов запрещены!»;

в – знак «Расхождение и обгон запрещены!»;

г – знак «Не создавать волнения!»;

д – знак «Движение мелких плавсредств запрещено!»;

е –светофор;

ж – семафор

Запрещающие знаки (рис. 6.18) предназначены для информации судоводителей об ограничениях в движении судов или о выполнении определенных правил, которые должны соблюдаться на данном участке водного пути.

В эту группу информационных знаков (см. рис. 6.18) входят пять знаков, имеющих круглую форму сигнального щита белого цвета с красной окантовкой и красной диагональной полосой. В центре щита изображен соответствующий смысловой символ черного цвета. В ночное время на этих знаках действуют желтые затмевающиеся огни, кроме знака «Якоря не бросать!». На этом знаке действуют два желтых постоянных огня, расположенных вертикально.

К группе запрещающих знаков относятся знак семафор, представляющий собой мачту с реей, на которой вывешивают соответствующие сиг- нальные фигуры и огни, а также светофор, который регулирует движение судов у шлюзов, заградительных ворот и у паромных канатных переправ.

Знак «Якоря не бросать!» (рис. 6.18, а) предназначен для обозначения охранной зоны подводного перехода (кабель, трубопровод, водоприемник и т.п.), где запрещено отдавать якоря, опускать цепи-волокуши, лоты.

Знак «Расхождение и обгон составов запрещены!» (рис. 6.18, б) устанавливают в начале и конце участка водного пути, где не разрешается обгон и расхождение составов и крупнотоннажных судов длиной более 120 м.

Знак «Расхождение и обгон запрещены!» (рис. 6.18, в) обозначает участок судового хода, где запрещены эти маневры всем судам.

Знак «Не создавать волнения!» (рис. 6.18, г) – обозначает участок, где запрещено создавать волнение (у пассажирских дебаркадеров, переправ, лодочных станций), и суда должны сбавлять ход.

Знак «Движение мелких плавсредств запрещено!» (рис. 6.18, д) устанавливают на участке, где на судовом ходу не разрешается движение маломерных судов (на рейдах, в подходных каналах к судоходным гидротехническим сооружениям, у причалов).

Светофор (рис. 6.18, е) служит для регулирования движения судов. Движение разрешается, если на светофоре горит зеленый огонь и движение запрещается, если горит красный. При отсутствии на светофоре сигнальных огней движение судов запрещается.

Семафор (рис. 6.18, ж) используется для обозначения участков с односторонним (поочередным) движением судов, а также на наплавных мостах для регулирования движения через их разведенные части. Представляет собой столб с укрепленной в его верхней части реей для вывешивания сигнальных фигур. С помощью комбинаций фигур треугольного («конус») и прямоугольного («цилиндр») силуэтов указывается, в каком направлении (вверх или вниз по течению) разрешено движение судов по участку в данный момент. Цилиндр является разрешающим знаком, конус – запрещающим.

Семафорная мачта окрашивается в красный или белый цвет в зависимости от фона местности. Конус всегда окрашивается в красный цвет, цилиндр – в черный или белый в зависимости от фона. В темное время суток сигнальные фигуры заменяются: конус – красным огнем, цилиндр – зеленым.

Рис. 6.19. Предупреждающие и предписывающие знаки:

а –знак «Внимание!»;

б –знак «Пересечение судового хода!»;

в – знак «Скорость ограничена!»;

г – знак «Соблюдать надводный габарит!»

Предупреждающие и предписывающие знаки (рис. 6.19) предназначены для информации судоводителей о необходимости соблюдать особую осторожность при проходе данного участка пути.

В эту группу знаков входят четыре знака, имеющих квадратную форму сигнального щита белого цвета с красной окантовкой и черным символом посредине. В темное время суток на знаках действует желтый проблесковый огонь, кроме знака «Соблюдать надводный габарит!», на котором устанавливается два желтых постоянных огня, расположенных горизонтально.

В состав группы предупреждающих и предписывающих знаков входят знаки «Внимание!», «Пересечение судового хода!», «Скорость ограничена!», «Соблюдать надводный габарит!».

Знак "Внимание!" (рис. 6.19, а) служит для предупреждения судоводителей о необходимости усилить внимание и принять меры предосторожности при проводке судов по сложным для судоходства участкам (районы паромных переправ; непросматриваемые повороты судового хода, где имеется опасность несвоевременного обнаружения встречного судна; узкости и т.п.).

Знак «Пересечение судового хода!» (рис. 6.19, б) предназначен для обозначения мест пересечения основного (транзитного) судового хода паромными и судовыми переправами.

Знак «Скорость ограничена!» (рис. 6.19, в) обозначает участки водного пути, где водоизмещающие суда должны снизить скорость (на каналах, в аванпортах, акваториях рейдов и др.). Цифра указывает максимально допустимую скорость в километрах в час.

Знак «Соблюдать надводный габарит!» (рис. 6.19, г) служит для обозначения мостового и надводного перехода (например, линии электропередачи) с ограниченной высотой над уровнем воды. Цифра на щите показывает высоту в метрах надводного перехода от максимального уровня воды с учетом установленных запасов и при максимальном провисе проводов. Цифра на щите, установленного на судоходном пролете моста указывает высоту подмостового габарита от расчетного судоходного уровня в метрах.

Рис. 6.20. Указательные знаки:

а – знак «Место оборота судов»;

б – знак «Пост судоходной инспекции»;

в – указатель расстояний (километража);

г – указатель местности;

д – указатель рейда (рейдовый знак);

1 – передний створный знак (цифра показывает номер рейда);

2 – задний створный знак;

3 – щит (цифра означает длину рейда)

Указательные знаки (рис. 6.20) показывают границы рейдов (их длину и допускаемое по ширине акватории количество линий судов на них), рекомендуемые места безопасного оборота судов, местоположение постов судоходной инспекции, а также указывают габариты и километраж водного пути, наименования населенных пунктов и места впадения притоков.

На знаках «Место оборота судов» и «Пост судоходной инспекции» могут устанавливаться желтые постоянные огни. В ночное время на рейдовых знаках действуют: на правом берегу – красные постоянные огни, на левом – зеленые постоянные.
Береговые знаки действуют со дня начала движения судов и до закрытия навигации, включая период работы в ледовых условиях.

6.5. Плавучие знаки навигационного оборудования

Плавучие знаки устанавливают в дополнение к береговым, для обозначения кромок или оси судового хода и фарватера, а также для указания мест подводных препятствий, поворотов и разветвлений судового хода и обозначения направления свального течения.

К плавучим навигационным знакам относятся буи, бакены и вехи.
Конструкция знака определяется гидрологическими условиями водного пути, на котором он установлен. На внутренних водных путях предусмотрены четыре типа силуэтов плавучих знаков: треугольный, прямоугольный, круглый и линейный. Каждый знак-силуэт в зависимости от дальности его видимости имеет разные размеры надводной части, которые регламентируются Государственным стандартом. Так высота расположения огня над уровнем воды составляет у речных буев 0.8-1.5 м, у озерных 2-3 м и у морских 3.1-6.5 м.

Необходимость установки на кромках судового хода буев с различным типом силуэта сигнальной фигуры вызвана сложностью распознавания цвета окраски знаков при неблагоприятных условиях. Так при нахождении Солнца позади буя на небольшой высоте, расстояние, на котором опознается цвет буя, составляет 150-200 м. Этого расстояния недостаточно для своевременного выполнения маневров, особенно в условиях извилистого судового хода. Использование буев различного силуэта значительно увеличивает расстояние, с которого их принадлежность к правой или левой кромке опознается. На озерных и морских буях для этой цели применяют топовые фигуры.

В зависимости от гидрологических особенностей места установки и условий работы буи подразделяются на речные, озерно-речные, озерные и морские. Речные и озерно-речные буи приспособлены к работе в районах, где преобладающими факторами воздействия на них являются статические нагрузки – течение и постоянная ветровая нагрузка, остальные буи – к работе в районах, где главным фактором является волнение водной поверхности. При устройстве буев первой группы предусмотрено уменьшение угла крена под действием течения, для второй группы – углов крена на волнении.
Рис. 6.21 Буи
а – озерные; б – озерно-речные; в – речные
Речной и озерно-речной буй (рис. 6.21) представляет собой металлический поплавок с надводной частью, имеющей треугольный и прямоугольный силуэт. На его вершине размещается сигнальный фонарь кругового действия. В надводной части корпуса буя в специальном пенале размещается источник питания сигнального огня. Буй удерживается на месте с помощью якоря. Буи являются преобладающим видом плавучих знаков на внутренних водных путях.

Рис. 6.22 Морской буй

1 – светооптический аппарат;

2 – надстройка;

3 – цилиндрический корпус;

4 – хвостовик;

5 – чугунный балласт

Морской буй (рис. 6.22) состоит из цилиндрического корпуса с металлической решетчатой надстройкой и хвостовика с чугунным балластом. На вершине надстройки устанавливается светооптический аппарат. Балласт обеспечивает бую необходимую остойчивость. Внутри корпуса размещаются герметически закрывающиеся пеналы, в которые помещают электрические батареи или ацетиленовые баллоны, питающие светооптический аппарат.

Для получения нужной характеристики огня в оборудование буя вводится электрический проблесковый автомат или ацетиленовый проблескатор. На озерных и морских буях устанавливают радиолокационные пассивные отражатели, благодаря которым значительно увеличивается дальность их обнаружения.Для подачи звуковых сигналов при плохой видимости морские буи снабжают звукосигнальными устройствами: колоколами и воздушными волновыми ревунами. Действие колокола основано на использовании сил инерции, возникающих при качке буя, ревун приводится в действие при вертикальных колебаниях буя, вызываемых волнением.

Якорное устройство буев состоит из якорной цепи, в которую вставляют вертлюг, и чугунного или бетонного якоря. Длина якорной цепи обычно берется равной двойной – тройной глубине в месте постановки буя.

Рис. 6.23. Бакены

а – пирамидальный; б – шаровый; в – цилиндрический

Бакен (рис. 6.23) представляет собой плавучий знак, состоящий из плотика с укрепленной на нем сигнальной фигурой – надстройкой. Сигнальная фигура в зависимости от назначения бакена имеет силуэт в виде треугольника, круга или прямоугольника. Плотик бакена и его надстройку выполняют из дерева.

Надстройка треугольного силуэта представляет собой трехгранную пирамиду. Ее грани делаются из брусков и обшиваются тонкими досками с зазором 1.5-2.0 см. На вершине пирамиды имеется штырь для установки сигнального фонаря. Внутри пирамиды устраивается полка для размещения источников питания фонаря. Бакены треугольного силуэта применяются для ограждения, как правило, левой кромки судового хода.
Надстройка круглого силуэта (шаровая) состоит из двух пересекающихся круглых дощатых щитов, прикрепленных крестообразно к вертикальной стойке. Фонарь крепится на вершине этой стойки. Полка источника питания устраивается в углу между кругами.

Надстройка прямоугольного силуэта (цилиндрическая) состоит из двух круглых ободов с дощатой обивкой. Она может быть выполнена и в виде трех пересекающихся под углом 120 плоскостей (прямоугольников), укрепляемых на плотике.

Бакены в виде шара или цилиндра устанавливают только для обозначения правой кромки судового хода.
Обычно буи и бакены используются только в период физической навигации, когда водные пути очищаются от льда. В период весеннего и осеннего ледохода, а на водохранилищах в качестве дублирующих применяются несветящие ледовые буи сигарообразной формы.

Рис. 6.24. Озерная (а), речная (б) и морская (в) веха

1 – топовая фигура; 2 – стальной корпус; 3 – металлическая труба; 4 – балласт

Озерные и речные плавучие вехи (рис. 6.24, а, б) применяются для ограждения судового хода на водных путях с неосвещаемым навигационным оборудованием, а также используются для установки совместно с буями и бакенами в качестве дополнительных знаков на особо затруднительных участках (повороты, подходы к причалам и т.п.) или в качестве контрольных – для дублирования буев и бакенов.

Веха представляет собой вертикально или наклонно плавающий деревянный шест, к нижнему концу которого прикреплен якорный груз. Длина озерной вехи достигает 10 м, а речной 3-8 м. Верхняя часть шеста, выступающая из воды (около 1/3 длины), окрашивается в соответствии с назначением вехи. На вехах правой кромки и оси судового хода укрепляются топовые (отличительные) фигуры в виде круга, изготовляемые из двух пересекающихся между собой дисков.
Морские вехи (рис. 6.24, в) применяются в качестве морских плавучих предостерегательных знаков для ограждения морских навигационных опасностей, обозначения положения морских каналов и фарватеров, подводных кабелей, мест якорных стоянок. Морская веха состоит из стального корпуса, металлической трубы (шеста), топовой фигуры, груза-противовеса (балласта) и якорного устройства. Длина металлической морской вехи достигает 9 м.

На внутренних водных путях применяются латеральные, осевые и кардинальные плавучие навигационные знаки, которые имеют свои отличительные признаки по раскраске и характеру сигнального огня в зависимости от их назначения и расстановки.

Латеральными плавучими знаками обозначают кромки (стороны) судового хода или фарватера, а осевыми – ось судового хода или фарватера.

Кардинальными плавучими знаками ограждаются отдельные навигационные опасности (мели, банки, скалы, мысы, затонувшие суда и т.п.) на морях и крупных озерах. Плавучие знаки выставляются вокруг опасности таким образом, чтобы они ограждали ее относительно стран света.

Латеральные знаки подразделяются на кромочные, поворотные, знаки опасности (стоящие на опасности), свальные, разделительные, а осевые – на осевые и поворотно-осевые.

Кромочные знаки служат для обозначения кромок судового хода. Правая кромка судового хода ограждается буями или бакенами прямоугольного, круглого или линейного силуэта красного цвета, а также вехами красного цвета с топовой фигурой (рис. 6.25, а). В темное время суток на знаках правой кромки зажигается постоянный или проблесковый огонь красного цвета.

Левая кромка судового хода ограждается плавучими знаками треугольного или линейного силуэта белого или черного цвета (черный цвет применяется на озерах или водохранилищах), а также вехами белого цвета (рис. 6.25, б). Сигнальный огонь буев и бакенов левой кромки – белый, желтый или зеленый, постоянный или проблесковый.
На реках наименования кромок (сторон) судового хода принимается по направлению течения. На транзитных судовых ходах водохранилищ наименование кромок принимается по направлению от зоны выклинивания подпора к плотине. На судоходных каналах принятое наименование сторон является условным и указывается в проектах освоения этих водных путей. На озерах наименование сторон принимается обычно с учетом впадающих и вытекающих из них рек и указывается на картах.

Поворотные знаки служат для обозначения поворотов прямолинейных участков судового хода, имеющих значительную протяженность, а также поворотов судового хода на участках с ограниченным обзором и скальным дном. На реках их устанавливают обычно в местах крутых поворотов водного пути, когда рельеф береговой полосы не позволяет видеть расположенные за поворотом навигационные знаки.

Рис. 6.25. Кромочные, поворотные знаки и знаки опасности

а – кромочный правый;

б – кромочный левый;

в – поворотный правой кромки;

г – поворотный левой кромки;

д – знак опасности левой кромки;

е – знак опасности правой кромки

Поворотный знак, установленный на правой кромке (при движении вниз) обозначает правый поворот. Он представляет собой буй прямоугольного или линейного силуэта красного цвета с черной или белой горизонтальной полосой посередине (рис. 6.25, в). Сигнальный огонь буев правой кромки – красный частопроблесковый или проблесковый.

Поворотный знак левой кромки, обозначающий левый поворот, представляет собой буй треугольного или линейного силуэта, окрашенный в белый цвет с черной горизонтальной полосой посередине или в черный цвет с белой горизонтальной полосой посередине (рис. 6.25, г). Сигнальный огонь – зеленый, белый, желтый частопроблесковый или проблесковый.

Знаки опасности (дублирующие знаки) служат для обозначения отдельных, особо опасных для судоходства препятствий (скрытые под водой выправительные и водозаборные сооружения, камни-одинцы, затонувшие суда и т.п.), находящихся вблизи кромки судового хода. Эти препятствия ограждаются двумя плавучими знаками – кромочным и дублирующим (стоящим на опасности). Знак опасности устанавливается непосредственно у ограждаемой опасности с речной стороны, а кромочный знак в 10-15 м от него в сторону оси судового хода. Если кромочный знак будет сбит судном, остается дублирующий знак, что обеспечивает безопасность движения судов.
Знак опасности левой кромки (рис. 6.25, д) представляет собой буй или бакен треугольного силуэта, окрашенный в белый цвет с черной горизонтальной полосой посередине и тремя – четырьмя черными вертикальными полосами, которые при пересечении образуют крест. В темное время суток на этом знаке зажигается зеленый двухпроблесковый или проблесковый огонь.

Знаком опасности правой кромки (рис. 6.25, е) является буй прямоугольного силуэта красного цвета с белыми или черными горизонтальными и вертикальными полосами, образующими при пересечении крест. Сигнальный огонь – красный двухпроблесковый или проблесковый.
Свальные знаки обозначают участки водного пути с сильным свальным течением, в значительной степени затрудняющим судоходство. Они устанавливаются выше по течению на кромке судового хода, противоположной свалу.

Свальным знаком левой кромки (рис. 6.26, а) является буй или бакен треугольного силуэта, верхняя половина которого окрашена в белый цвет, а нижняя – в черный. Сигнальный огонь – зеленый группочастопроблесковый или проблесковый.

Свальным знаком правой кромки (рис. 6.26, б) является буй или бакен прямоугольного силуэта, верхняя половина которого окрашена в красный цвет, а нижняя – в белый или черный. Сигнальный огонь – красный группочастопроблесковый или проблесковый.

Рис. 6.26. Свальные (а, б), разделительные (в, г), осевые (д) и поворотно-осевые (е) знаки

Следует отметить, что на участке водного пути проблесковый характер огня может применяться только на одном из вышеперечисленных плавучих знаков. Например, если на кромочных знаках использован проблесковый огонь, то на поворотных, свальных и знаках опасности проблесковый огонь устанавливаться не может.Разделительные знаки служат для обозначения разделения судового хода. Знак представляет собой буй треугольного силуэта, окрашенный тремя черными или белыми и тремя красными чередующимися вертикальными полосами, равными между собой (рис. 6.26, в).

Разделение судового хода может обозначаться также двумя стоящими рядом плавучими знаками левой и правой кромок судового хода (парный знак) (рис. 6.26, г).

На разделительном знаке в темное время горят одновременно два сигнальных огня: красный и зеленый, красный и белый или красный и желтый проблесковые. На парном разделительном знаке сигнальный огонь: на знаке правой кромки – красный постоянный; на знаке левой кромки – зеленый, белый или желтый постоянный.

Осевые знаки (рис. 6.26, д) устанавливают по оси судового хода, разделяя его на две ходовые части. Ориентировка по этим знакам производится по принципу: «Следуй со знака на знак, оставляя меня слева».

Осевой буй имеет треугольный или линейный силуэт, окрашенный двумя черными и тремя белыми, равными по ширине, горизонтальными чередующимися полосами. Сигнальный огонь – белый или желтый двухпроблесковый. Осевая веха имеет такую же окраску, как и осевой буй.

Поворотно-осевые знаки (рис. 6.26, е) служат для обозначения поворота судового хода. В качестве этих знаков применяются буи и вехи. Поворотно-осевой буй имеет такую же форму, как и осевой, но его надводная часть окрашивается двумя черными или белыми и тремя красными полосами. Сигнальный огонь – белый или желтый группочастопроблесковый.

Плавучие знаки выставляются не позднее, чем на третий день после очищения ото льда водного пути и действуют до появления сала и шуги.

На крупных озерах и в морских водах России принята система плавучего ограждения Международной ассоциации маячных служб – система МАМС.

Системой МАМС предусмотрено деление Мирового океана на два региона – регион А и регион Б.
Система плавучего ограждения МАМС в целом является единой для обоих регионов. Разделение системы на регионы А и Б вызвано только различием в окраске латеральных знаков и огней.

Россия, страны Европы, Азии (кроме Японии и Южной Кореи), Африки и Австралии объявили о своей принадлежности к региону А. В регионе А красный цвет знаков и огней принят для ограждения левой стороны фарватеров и каналов (красный слева), а зеленый – для ограждения правой стороны фарватеров и каналов.
В регионе Б, о принадлежности к которому объявили страны Северной и Южной Америки, Япония и Южная Корея, красный цвет принят для ограждения правой стороны фарватеров и каналов (красный справа).

Система плавучего ограждения МАМС включает пять типов знаков: латеральные знаки; кардинальные знаки; знаки отдельных опасностей малых размеров; осевые знаки (знаки, обозначающие начальные точки и ось фарватера или канала и середину прохода); знаки специального назначения.

Латеральные знаки системы МАМС подразделяются на знаки ограждения сторон фарватеров и каналов и знаки разделения фарватеров.

Рис. 6.27. Латеральные знаки

ограждения сторон фарватеров:

а – левой стороны; б – правой стороны

На левой стороне фарватеров выставляются знаки полностью окрашенные в красный цвет, топовые фигуры имеют вид красного цилиндра (рис. 6.27, а). Сигнальный огонь – красный проблесковый (период 3 с).
На правой стороне фарватеров выставляются знаки полностью окрашенные в зеленый цвет (рис. 6.27, б). Топовая фигура представляют собой зеленый конус с вершиной вверх. Сигнальный огонь – зеленый проблесковый (период 3 с).

Рис. 6.28. Латеральные знаки разделения фарватеров:

а – основной фарватер справа; б – основной фарватер слева

Знаки разделения фарватеров (рис. 6.28) устанавливаются в местах разделения фарватера и показывают положение основного фарватера (канала) относительно выставленного знака, считая с моря. Знак «Основной фарватер справа» (рис. 6.28, а) окрашен в красный цвет с широкой зеленой горизонтальной полосой. Топовая фигура имеет форму красного цилиндра. Сигнальный огонь – красный, характер огня сложный групповой проблесковый (период 9 с). Знак «Основной фарватер слева» (рис. 6.28, б) окрашен в зеленый цвет с широкой красной горизонтальной полосой. Топовая фигура представляет собой конус с вершиной вверх. Сигнальный огонь – зеленый, характер огня сложный групповой проблесковый (период 9 с).

Рис. 6.29. Кардинальные знаки

Кардинальные знаки (рис. 6.29) предназначены для ограждения навигационных опасностей. Их выставляют вокруг опасности по принципу ограждения ее относительно стран света (по четырем главным направлениям компаса). При этом горизонт вокруг опасности условно делится на четыре сектора: северный, восточный, южный и западный. Кардинальные знаки выставляют в одном, нескольких или во всех секторах одновременно для обозначения стороны, с которой следует обходить ограждаемую опасность. Кардинальный знак называется по наименованию сектора, в котором он находится.Северный знак имеет вверху черный цвет, внизу – желтый. Топовая фигура – два конуса вершинами вверх. Сигнальный огонь – белый, частопроблесковый.

Восточный знак имеет черный цвет с широкой горизонтальной полосой желтого цвета. Топовая фигура – два черных конуса основаниями вместе. Сигнальный огонь – белый проблесковый из трех частых проблесков (период 10 с).

Южный знак имеет вверху желтый цвет, внизу – черный. Топовая фигура – два черных конуса вершинами вниз. Огонь – белый, шесть частых проблесков и один длительный, период 15 с.

Западный знак имеет желтый цвет с широкой горизонтальной полосой черного цвета. Топовая фигура – два черных конуса вершинами вместе. Сигнальный огонь – белый, девять частых проблесков, период 15 с.

Знаки отдельных опасностей малых размеров (рис. 6.30, а) ограждают отдельные, малые по размерам опасности (в том числе затонувшие суда), вписываемые в окружность радиусом в 100 м. Они выставляются над опасностью и могут обойдены с любой стороны. Окраска знаков черная с широкой красной горизонтальной полосой. Топовая фигура – два черных шара один над другим. Огонь – белый двухпроблесковый, период 5 с.

Рис. 6.30

Знак отдельной опасности малых размеров (а),

Осевой знак (б),

Знак специального назначения (в)

Осевые знаки (рис. 6.30, б) служат для обозначения начальных точек и осей фарватеров (каналов) и середины проходов. Их устанавливают на оси фарватеров, рекомендованных курсов и середине безопасных проходов. Знаки окрашены красными и белыми вертикальными полосами. Топовая фигура – один красный шар. Сигнальный огонь – белый длительнопроблесковый (период 6 с).Знаки специального назначения (рис. 6.30, в) применяются для ограждения специальных районов, полигонов и объектов (например, для ограждения свалок грунтов, мест военных учений, прокладки кабелей и др.). Цвет знака желтый, топовая фигура – один желтый косой крест. Сигнальный огонь – желтый проблесковый (период 5 с).

6.6. Расстановка навигационных знаков на реках и каналах

Расстановка береговых и плавучих знаков на реках производится с расчетом обозначения ими судового хода на всем протяжении водного пути и обеспечения непрерывной ориентации судоводителей по впереди расположенным знакам (днем со знака на знак, а в темное время – с огня на огонь). Исключение составляют участки водного пути, где судовой ход на большом протяжении расположен у ходового (приглубого) берега, или оба берега являются ходовыми, и движение судов возможно по всей ширине.

На реках основными навигационными знаками, указывающими положение судового хода, являются береговые, благодаря большей надежности их действия. Плавучие знаки, как правило, устанавливаются в дополнение к береговым для более точного обозначения кромок судового хода и местоположения отдельных препятствий.
При расстановке береговых знаков руководствуются следующими правилами.

На участках водного пути с обоими отмелыми берегами судовой ход, расположенный в средней части русла, обозначают последовательно установленными створами. Судовой ход, переходящий (переваливающий) от одного приглубого берега к другому, также приглубому берегу, обозначают створно-перевальными или перевальными знаками, установленными по обоим концам перевала. Судовой ход, расположенный вдоль приглубого (ходового) берега, при значительной его протяженности обозначают ходовыми знаками; при этом в начале и конце ходового берега должны быть установлены створно-перевальные или перевальные знаки.

Осевые створы, указывающие достаточно точно положение судового хода, являются основой навигационного оборудования на большей части внутренних водных путей.

На водных путях с интенсивным судоходством осевые створы во всех случаях, когда это позволяет очертание и рельеф береговой полосы, должны устанавливаться по обоим концам застворенного участка, т.е. судовой ход должен обозначаться встречными створами. Использование встречных створов позволяет судоводителям ориентироваться по носовым (находящихся впереди по ходу судна) знакам при движении судов и в верховом и в низовом направлениях, что способствует уверенной проводке судов.

На водных путях с менее интенсивным судоходством и путях с несветящими знаками могут применяться односторонние створы. При этом их рекомендуется устанавливать так, чтобы они принимали суда, идущие вниз по течению, или действовали в направлении груженых судов; на другом конце застворенных участков следует устанавливать по возможности перевальные знаки.

При непрерывном последовательном обозначении судового хода несколькими створами необходимо, чтобы оси смежных створов пересекались в пределах судового хода. В тех случаях, когда оси створов пересекаются за пределами судоходной полосы, устанавливаются створы – тройники, у которых передний знак является общим. Передний знак устанавливается на пересечении осей створов и имеет два щита. Каждый щит ставится перпендикулярно к соответствующей оси створа. Створы – тройники, как правило, устанавливаются на приглубых берегах.

Рис. 6.31. Схема расстановки осевых створов

на участке реки

На рис. 6.31 представлен участок реки, на котором положение судового хода обозначено осевыми створами. Верхний поворот судового хода обозначен линейными створами 1,2,3..., которые установлены в веерном порядке. Подходы к нижнему повороту сверху и снизу обозначены створами 5 и 6 с осями, пересекающимися за пределами судоходной полосы. Эти створы обозначены створом-тройником. Правая кромка в вершине нижнего поворота ограждена красным буем, обозначающим, что подготовку к повороту следует начинать с момента появления этого буя.

Перевальные знаки указывают только общее направление судового хода и не определяют точное его положение. На водных путях с интенсивным судоходством перевальные знаки устанавливают на плесовых участках с длиной прямого перевала не более 3 км при ширине судоходной полосы, превышающей гарантированную ширину судового хода в 3 раза и более. В этих случаях перевальные знаки используются в основном для обозначения ходовых берегов. При несоблюдении указанных условий перевал судового хода должен обозначаться осевым створом. Причем, если ось судового хода в одном направлении обозначается осевым створом, а далее судовой ход следует вдоль ходового берега, то передний знак створа должен быть створно-перевальным.

На водных путях с менее интенсивным движением судов перевальными знаками могут обозначаться перевалы длиной более 3 км, а также перевалы, в пределах которых судовой ход искривлен. В этих случаях места сужения судового хода до ширины менее 2-х ширин судового хода и места искривления его должны быть дополнительно обозначены плавучими знаками.
На водных путях с неинтенсивным судоходством и путях с несветящими знаками судовой ход может обозначаться только перевальными знаками.

Ходовыми знаками обозначается ходовой (приглубый) берег. Берег считается ходовым, если примыкающая к нему несудоходная полоса не превышает 10 м при ширине судового хода до 50 м, 20 м – при ширине хода до 150 м и 30 м, если ход шире 150 м.
Ходовые знаки устанавливаются между перевальными и створно-перевальными знаками, обозначающими начало и конец ходового берега. Их ставят, если длина ходового берега превышает расчетную дальность видимости щитов перевальных знаков. Установка ходовых знаков между перевальными знаками обязательна также при сильной вогнутости ходового берега.

Рис. 6.32. Схема расстановки перевальных и ходовых знаков на участке реки

На рис. 6.32 показаны некоторые характерные случаи расстановки перевальных и ходовых знаков. Знаками 1 и 2 обозначен перевал, в пределах которого судовой ход искривлен, и он дополнительно огражден плавучими знаками. Между перевальными знаками 2 и 4 берег является ходовым и вогнутым, и здесь необходима установка ходового знака 3. На участке между знаками 5 и 6 берег также ходовой, но поскольку расстояние между знаками не превышает расчетной видимости этих знаков, то между ними нет необходимости устанавливать ходовой знак. Знаками 6 и 7 обозначен перевал длиной 3 км; ширина судоходной полосы здесь равна трем гарантированным.
На реках плавучие навигационные знаки, как уже отмечалось, устанавливают в дополнение к береговым для обозначения кромок судового хода. Глубина в месте постановки кромочных знаков должна быть больше объявленной транзитной. Места установки кромочных знаков определяются особенностями участка водного пути (плесовый участок, перекат, поворот и т.д.).

На плесовых участках, где судовой ход проходит в средней части русла или полого переваливает от одного берега к другому, либо расположен вдоль одного из берегов, ограждению подлежат каменистые огрудки, камни-одинцы, осередки, косы, затонувшие суда, а также сооружения, представляющие опасность для судов и находящиеся вблизи кромки судового хода.

На участках пути с сильным свальным течением, затрудняющим проводку судов и составов, на кромке судового хода, противоположной свалу, устанавливают свальные буи или бакены.

В местах крутых поворотов, когда рельеф берегов или их залесенность не позволяет видеть расположенные за поворотом навигационные знаки, устанавливают поворотные плавучие знаки.

Разветвления судовых ходов обозначают либо одним разделительным знаком, либо двумя стоящими рядом плавучими знаками левой и правой кромки.

Рис. 6.33. Схема расстановки навигационных знаков на плесовом участке реки

На рис. 6.33 приведена схема расстановки плавучих знаков на плесовом участке реки: поворотный буй 1 установлен на крутом повороте судового хода; буй 2 ограждает каменистые огрудки; буй 3 ограждает затонувшее судно; буй 4 является знаком опасности (дублирующим); буй 5 установлен у песчаного осередка, стесняющего судовой ход; буй 6 стоит на разветвлении судового хода.

На перекатах, помимо береговых знаков, как правило, устанавливают плавучие знаки. При выборе их количества и мест установки учитывают длину перекатного участка, его строение, наличие опасных поперечных течений, характер грунта дна реки, а также особенности прохода через перекат судов и составов. Поэтому при расстановке плавучих знаков в каждом конкретном случае учитывают особенности данного перекатного участка.

Рис. 6.34. Схема расстановки

навигационных знаков на перекатах

Основные рекомендации по расстановке плавучих знаков на перекатах сводятся к следующему. На перекатах, длина корыта которых не превышает двойной ширины судового хода, устанавливают два плавучих знака – один у верхнего и один у нижнего побочня (рис. 6.34, а), а при длине корыта переката большей, чем двойная ширина судового хода, перекат ограждают четырьмя плавучими знаками – двумя на входе и двумя на выходе из него (рис. 6.34, б).

Если перекат имеет развитые затонские части или обширные низкие побочни, приводящие к образованию опасных свальных течений, рекомендуется устанавливать на подходе к перекату свальные буи или бакены (рис. 6.34, в). На перекатах типа россыпи, где судовой ход извилист и проходит между многочисленными отмелями и осередками плавучие знаки устанавливают с таким расчетом, чтобы линии, соединяющие смежные бакены, проходили по глубинам, не меньшим транзитной глубины на плесе (рис. 6.34, г).

Если судовой ход в пределах корыта переката имеет повороты, то устанавливаются промежуточные плавучие знаки, указывающие места этих поворотов (рис. 6.34, д).

На судоходных каналах применяют в основном опознавательные знаки и путевые огни.
Путевые огни служат для обозначения берегов канала в ночное время. На правом берегу они – красные постоянные, на левом – зеленые. Направление течения, относительно которого именуются кромки, принимается условно при составлении проекта, так как фактически на некоторых каналах оно отсутствует. В светлое время суток хорошо видны берега канала, и необходимости в ориентировке по каким-либо знакам нет.

Путевые огни устанавливают попарно на обоих берегах, один против другого, на одинаковой высоте от уровня воды. По длине канала расстояние между огнями выбирают с расчетом, чтобы на прямолинейных участках в ночное время судоводитель видел перспективу из нескольких пар огней, а на закруглениях канала – не менее одной пары огней. Обычно это расстояние на прямолинейных участках составляет 500-1000 м, а на закруглениях – 200-400 м.

Опознавательные знаки устанавливают на оголовках дамб на входе в судоходный канал из водохранилища. На правом берегу опознавательные знаки несут красный проблесковый огонь, на левом – зеленый.

Рис. 6.35. Схема расстановки навигационных знаков на судоходных каналах

На рис. 6.35 приведена расстановка знаков на участке канала. На входе установлены опознавательные знаки А и Б, на прямолинейном участке – путевые огни 1-10, на закруглении – путевые огни – 11-16.
чение составляют участки водного пути, где судовой ход на большом протяжении расположен у ходового (приглубого) берега, или оба берега являются ходовыми, и движение судов возможно по всей ширине.

На реках основными навигационными знаками, указывающими положение судового хода, являются береговые, благодаря большей надежности их действия. Плавучие знаки, как правило, устанавливаются в дополнение к береговым для более точного обозначения кромок судового хода и местоположения отдельных препятствий.
При расстановке береговых знаков руководствуются следующими правилами.

На участках водного пути с обоими отмелыми берегами судовой ход, расположенный в средней части русла, обозначают последовательно установленными створами. Судовой ход, переходящий (переваливающий) от одного приглубого берега к другому, также приглубому берегу, обозначают створно-перевальными или перевальными знаками, установленными по обоим концам перевала. Судовой ход, расположенный вдоль приглубого (ходового) берега, при значительной его протяженности обозначают ходовыми знаками; при этом в начале и конце ходового берега должны быть установлены створно-перевальные или перевальные знаки.

Осевые створы, указывающие достаточно точно положение судового хода, являются основой навигационного оборудования на большей части внутренних водных путей.

На водных путях с интенсивным судоходством осевые створы во всех случаях, когда это позволяет очертание и рельеф береговой полосы, должны устанавливаться по обоим концам застворенного участка, т.е. судовой ход должен обозначаться встречными створами. Использование встречных створов позволяет судоводителям ориентироваться по носовым (находящихся впереди по ходу судна) знакам при движении судов и в верховом и в низовом направлениях, что способствует уверенной проводке судов.

На водных путях с менее интенсивным судоходством и путях с несветящими знаками могут применяться односторонние створы. При этом их рекомендуется устанавливать так, чтобы они принимали суда, идущие вниз по течению, или действовали в направлении груженых судов; на другом конце застворенных участков следует устанавливать по возможности перевальные знаки.

При непрерывном последовательном обозначении судового хода несколькими створами необходимо, чтобы оси смежных створов пересекались в пределах судового хода. В тех случаях, когда оси створов пересекаются за пределами судоходной полосы, устанавливаются створы – тройники, у которых передний знак является общим. Передний знак устанавливается на пересечении осей створов и имеет два щита. Каждый щит ставится перпендикулярно к соответствующей оси створа. Створы – тройники, как правило, устанавливаются на приглубых берегах.

6.7. Расстановка навигационных знаков на озерах и водохранилищах

Расстановка навигационных знаков на мелководных озерах и водохранилищах существенно отличается от расстановки знаков на глубоководных водохранилищах ввиду различий в способах проводки судов.
На мелководных озерах и водохранилищах в основе судовождения, как и на реках, лежит глазомерная (визуальная) проводка по определенным трассам, четко огражденным навигационными знаками. Выход судна за пределы трассы не безопасен.

На глубоководных водохранилищах судоходство, как правило, осуществляется по всей акватории и не ограничивается определенными трассами. Обеспечивать движение судов со знака на знак или с огня на огонь не требуется, так как в основе судовождения лежит штурманская проводка с применением судовых технических средств навигации и навигационных карт.

На мелководных водохранилищах основными знаками навигационного ограждения являются осевые и щелевые створы и знаки «Ориентир». Знаки «Ориентир» устанавливают обычно на мысах с таким расчетом, чтобы судоводители могли периодически уточнять местоположение судна или отыскать путь к убежищу при штормовой погоде.

Осевые створы устанавливают на створных линиях длиной до 10 км. При большей длине створной линии применяют щелевые створы.

В дополнение к створам судовые ходы мелководных водохранилищ ограждают плавучими знаками – кромочными или осевыми.
Осевая расстановка плавучих знаков применяется на участках водохранилищ, если ширина судоходной полосы равна или больше трех- четырехкратной гарантированной, но не менее 300-400 м.

Кромочные знаки устанавливают с двух сторон судового хода или с одной, обычно левой стороны, считая по течению образовавшей водохранилище реки. Плавучие знаки кромок судового хода расставляют преимущественно в шахматном порядке. При использовании осевой расстановки по оси судового хода выставляют осевые знаки по принципу: «Следуй со знака на знак, оставляя меня слева».

На поворотах судового хода устанавливают поворотные кромочные или поворотно-осевые буи при осевой расстановке. Расстояние между буями определяется из условия видимости со знака на знак (с огня на огонь) и должно быть для озерных буев не более 4 км, а для озерно-речных – не более 3 км.

На всех разветвлениях транзитных судовых ходов должны устанавливаться разделительные буи.
На рис. 6.36 показана схема расстановки знаков на мелководном водохранилище.

Рис. 6.36. Схема расстановки

навигационных знаков на мелководном водохранилище:

1 – разделительный буй; 2, 3, 10 – осевые буи; 4, 6, 7, 17, 19 – кромочные буи; 5, 11, 15, 16, 18 – знаки «Ориентир»; 8 – ходовой знак; 9, 14 – осевые створы; 12 – поворотно-осевой знак; 13 – щелевой створ
Навигационное оборудование глубоководных водохранилищ (рис. 6.37), где движение судов осуществляется по всей акватории, представляет собой систему ориентиров, позволяющую судоводителям периодически уточнять свое местоположение.

В качестве береговых навигационных знаков на таких водохранилищах используются знаки «Ориентир», а в качестве плавучих – кромочные буи, которые в данном случае указывают не кромки судового хода, а левый или правый берег водохранилища. Створы применяются только на подходах к пристаням и убежищам.

Рис. 6.37. Схема расстановки навигационных знаков

на глубоководном водохранилище

На внутренних водных путях комплекс работ, необходимых для определения и указания судоводителям положения судового хода, его габаритов и особенностей выполняет служба навигационного оборудования.

В состав работ, выполняемых этой службой, входят: подготовка знаков, светосигнального оборудования и плавсредств к навигации; расстановка береговых и плавучих знаков, их перестановка в течение навигации, а также снятие при закрытии навигации; обслуживание действующих знаков и огней (окраска, ремонт, смена источников питания и света, восстановление поврежденных) и обеспечение их нормального действия; ежедневная информация о габаритах судового хода, изменениях в составе навигационного оборудования и условиях судоходства; промеры глубин, наблюдения за колебаниями уровня и русловыми переформированиями; траление и дноочищение; приемка выполненных дноуглубительных, дноочистительных и тральных работ; наблюдения за состоянием выправительных сооружений; оказание помощи судоводителям в проводке по участку транспортных судов при неполном составе знаков в весенний и осенний периоды и в ледовых условиях.