Журнал КОРМЩИК

На верфи в Архангельске открыли выставку о деревянных катерах "Соломбалец"

Выставка "Катер "Соломбалец". Возрождение легенды" о деревянных катерах, которые были разработаны и строились в Архангельске в ХХ веке, открылась на верфи традиционного деревянного судостроения на Мосеевом острове в Архангельске. Главные экспонаты - катер "Соломбалец", который сейчас строят на верфи, а также катер, построенный в 2008-2009 годах в Кошканице (окраинный район Архангельска) местным мастером Александром Варакиным, рассказала ТАСС представительница проекта Марина Титова.
Самодельные катера делали из подручных материалов, но все "Соломбальцы" отличались хорошей вместимостью и грузоподъемностью, и наличием теплой каюты с дровяной печкой. Но за деревянным судном требовался постоянный уход. Его нужно было конопатить, олифить, смолить, красить и менять доски корпуса, в итоге их заменили пластиковые и металлические катера.
На верфи постройкой "Соломбальца" занимаются с ноября 2023 года. На выставке показаны этапы его создания: от чертежей и закладки киля до шитья корпуса и установки надстройки.
В ходе работы выставки будут проходить не только экскурсии, но и мастер-классы по обработке древесины, посетителей будут знакомить с традиционными для Севера специальностями ручного труда: плотник, столяр, судостроитель. Выставка будет работать до конца сентября 2024 года
"Соломбалец" является одним из символов Архангельска ХХ века, он назван по историческому островному району Соломбала, где Петр первый основал первую в стране верфь. "Эти катера сложили не одному поколению местных жителей и как пассажирский транспорт, и как прогулочная лодка, и как рыболовное судно, и даже как речная дача. "Соломбалец" стал крайним аккордом массового маломерного деревянного судостроения в Архангельске как промышленного, так и любительского. Это связано и с закрытием Соломбальской верфи, и с возросшей доступностью металлических и пластиковых катеров, а также с изменениями в правилах регистрации маломерных судов", - сказала Титова.

В экспозиции представлены материалы о корабельной истории Соломбалы, где рассказано как о допетровском судостроении, так и об Адмиралтействе и государственной судоверфи, созданных по указу Петра Первого. Раздел о "Соломбальце" дополнен чертежами Соломбальской судоверфи, судовыми моделями катеров, а также приспособлениями для самостоятельной постройки: здесь представлены лекала, деревянные струбцины и различные инструменты.

Еще одна часть - это истории о катерах, рассказанные их судовладельцами. "На данный момент это 14 интервью, дополненных архивными и современными фотографиями из семейных фотоальбомов.

"Соломбальцы" заводские и самодельные

"Соломбальцы" были как заводского производства, так и самодельными. В основе конструкции была разработка одного из мастеров Соломбальской судоверфи Михаила Куроптева. Заводские катера, выпускавшиеся с конца 1950-х годов, именовались ПКС, что означало "прогулочный катер "Соломбалец". Длина лодки была 6,22 м, ширина - 1,65 м, обшивка из сосновых досок, шпангоуты делали из дуба, рубку из фанеры. Скорость лодки была около 15 км/ч, катер мог перевозить до 6-8 пассажиров.
Самодельные катера делали из подручных материалов, но все "Соломбальцы" отличались хорошей вместимостью и грузоподъемностью, и наличием теплой каюты с дровяной печкой. Но за деревянным судном требовался постоянный уход. Его нужно было конопатить, олифить, смолить, красить и менять доски корпуса, в итоге их заменили пластиковые и металлические катера.
На верфи постройкой "Соломбальца" занимаются с ноября 2023 года. На выставке показаны этапы его создания: от чертежей и закладки киля до шитья корпуса и установки надстройки.
В ходе работы выставки будут проходить не только экскурсии, но и мастер-классы по обработке древесины, посетителей будут знакомить с традиционными для Севера специальностями ручного труда: плотник, столяр, судостроитель. Выставка будет работать до конца сентября 2024 года