Лекция 3.7.
Средства навигационного оборудования ВВП
1
А теперь стоит прочитать ту самую - теоретическую часть!

Статья 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ) дает следующие определения:

судовой ход - часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или иным способом;

навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов - комплекс мероприятий по обеспечению внутренних водных путей навигационной обстановкой, включающих в себя оборудование внутренних водных путей аппаратурой систем навигации и связи, средствами навигационного оборудования, световыми и звуковыми сигнальными средствами, а также по обеспечению судов информацией о навигационных и гидрометеорологических условиях плавания судов;
2
Правила плавания судов по внутренним водным путям
Утверждены Приказом Минтранса России от 19.01.2018 № 19


73. Движение судов (составов) по ВВП регулируется знаками, приведенными в приложении № 3 к настоящим Правилам.

Для указания судового хода и организации движения судов на ВВП устанавливаются знаки навигационного оборудования и навигационные огни, приведенные в приложении № 4 к настоящим Правилам.

74. Если судном (составом) или плотом поврежден или смещен знак навигационного оборудования, то капитан судна должен немедленно сообщить об этом в соответствующую АБВВП и территориальный орган Ространснадзора.

75. Капитан судна должен немедленно сообщить в соответствующую АБВВП обо всех случаях неисправностей, замеченных в знаках навигационного оборудования на ВВП.

76. Запрещается использовать знаки навигационного оборудования для швартовки судов (составов) и плотов.

77. Затонувшее на судовом ходу или вблизи него судно должно быть ограждено соответствующими плавучими знаками навигационного оборудования.
3
ЗНАКИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДВИЖЕНИЕ СУДОВ ПО ВВП

1. Запрещающие знаки.


1.1. Знак "Запрещение прохода" регулирует движение судов на участке ВВП, который не позволяет осуществлять движение судов (составов) в обоих направлениях одновременно, а также для регулирования движения через разведенные пролеты наплавных мостов.

Знак "Запрещение прохода" состоит из комбинации двух сигнальных фигур, поднимаемых на береговой мачте знака "Семафор", - цилиндра и конуса; цилиндр черного или белого цвета, конус - красного.

Два конуса вершиной вверх означают: ход закрыт в оба направления.

Конус вершиной вверх и под ним цилиндр: ход закрыт для движения судов сверху.

Цилиндр и под ним конус вершиной вверх: ход закрыт для движения судов снизу.

В темное время суток выставляются огни: вместо цилиндра - зеленый постоянный, вместо конуса - красный постоянный.

1.2. Знак "Светофор" регулирует движение судов в границах шлюзов, районах заградительных ворот, паромных канатных переправ, в подъемных судоходных пролетах мостов и через разведенные пролеты наплавных мостов.

Огонь зеленого цвета на знаке "Светофор" означает, что проход судну разрешен, а огонь красного цвета - запрещен.

1.3. Знак "Расхождение и обгон запрещены" обозначает участок ВВП, где обгон и расхождение судов запрещены.

Знак представляет собой круглый щит белого цвета, окаймленный красной полосой и разделенный посередине красной диагональной полосой, с символом, изображающим две черных вертикальных стрелки, пересекающих диагональную полосу, при этом левая стрелка указывает вниз, а правая вверх.

В темное время суток знак "Расхождение и обгон запрещены" обозначается желтым затмевающимся огнем.

1.4. Знак "Расхождение и обгон составов запрещены" обозначает участок ВВП, где запрещены расхождение и обгон между собой составов и крупнотоннажных судов длиной более 120 метров.

Знак представляет собой круглый щит белого цвета, окаймленный красной полосой и разделенный по середине красной диагональной полосой, с символом, изображающим две черные вертикальные стрелки, расположенные на каждой половине круга по сторонам от диагональной полосы, при этом левая стрелка указывает вниз, а правая вверх.

В темное время суток знак обозначается желтым затмевающимся огнем.

1.5. Знак "Якоря не бросать" обозначает участок внутренних водных путей, на котором запрещено отдавать якоря, опускать цепи и лоты.

Знак представляет собой круглый щит белого цвета, окаймленный красной полосой и разделенный красной диагональной полосой, с символом, изображающим якорь черного цвета.

В темное время суток знак "Якоря не бросать" обозначается двумя желтыми постоянными огнями, расположенными по вертикальной линии.

1.6. Знак "Не создавать волнение" обозначает участок ВВП, где запрещено создавать волнение.

Знак представляет собой круглый щит белого цвета, окаймленный красной полосой и разделенный красной диагональной полосой, с символом, изображающим две горизонтальные волнистые линии черного цвета.

В темное время суток знак "Не создавать волнение" обозначается желтым затмевающимся огнем.

1.7. Знак "Движение маломерных судов запрещено" обозначает участок, где на судовом ходу запрещено движение судов длиной 20 метров и менее (за исключением судов технического флота).

Знак "Движение маломерных судов запрещено" представляет собой круглый щит белого цвета, окаймленный красной полосой и разделенный красной диагональной полосой, с символом, изображающим силуэт маломерного судна черного цвета.

В темное время суток знак "Движение маломерных судов запрещено" обозначается желтым затмевающимся огнем.

2. Предупреждающие и предписывающие знаки.

2.1. Знак "Скорость ограничена" обозначает участок ВВП, где скорость движения водоизмещающих судов ограничена.

Знак "Скорость ограничена" представляет собой прямоугольный щит белого цвета, окаймленный красной полосой, на котором изображены цифры черного цвета, показывающие максимально допустимую скорость хода в километрах в час.

В темное время суток знак "Скорость ограничена" обозначается желтым проблесковым огнем.

2.2. Знак "Внимание" обозначает участки ВВП, где необходимо соблюдать особую осторожность.

Знак "Внимание" представляет собой прямоугольный щит белого цвета, окаймленный красной полосой, на котором изображен восклицательный знак черного цвета.

В темное время суток знак "Внимание" обозначается желтым проблесковым огнем.

2.3. Знак "Пересечение судового хода" обозначает место пересечения судового хода судами и/или паромными переправами.

Знак "Пересечение судового хода" представляет собой прямоугольный щит белого цвета, окаймленный красной полосой, на котором изображены вертикальная широкая заостренная полоса черного цвета, расположенная острым концом вверх, пересеченная в своей нижней части горизонтальной узкой полосой черного цвета.

В темное время суток знак "Пересечение судового хода" обозначается желтым проблесковым огнем.

2.4. Знак "Соблюдать надводный габарит" обозначает мостовой и надводный переход.

Знак "Соблюдать надводный габарит" представляет собой прямоугольный щит белого цвета, окаймленный красной полосой, в верхней части которого сразу под красной полосой изображен равнобедренный треугольник черного цвета, расположенный вершиной вниз, а под указанным треугольником размещены цифры черного цвета, показывающие минимальную проходную высоту надводного перехода или высоту подмостового судоходного габарита судоходного пролета моста от расчетного уровня воды в метрах.

В темное время суток знак "Соблюдать надводный габарит" обозначается двумя желтыми постоянными огнями, расположенными по горизонтальной линии.

3. Указательные знаки.

3.1. Знак "Место оборота судов" обозначает участок ВВП, где безопасно производить оборот судна.

Знак "Место оборота судов" представляет собой квадратный щит белого цвета, на котором изображена круговая стрелка черного цвета, направленная по часовой стрелке.

В темное время суток знак "Место оборота судов" обозначается желтым постоянным огнем.

3.2. Знак "Стоповый знак" обозначает полезную длину камеры шлюза и границы зоны швартовки (остановки) судов в подходных каналах к шлюзам.

Знак "Стоповый знак" представляет собой вертикальную полосу красного цвета шириной 0,2 - 0,4 метра и длиной не менее 1,5 метра, наносимую на парапетах и/или стенах камер и причальных сооружений шлюзов или вертикальный световой электрический знак красного цвета высотой не менее метра над уровнем парапетов и шириной 20 - 40 сантиметров.

В темное время суток знак "Стоповый знак" обозначается постоянным огнем красного цвета.

3.3. Знак "Указатель рейда" обозначает границы рейда.

Знак "Указатель рейда" состоит из двух створных знаков, установленных на берегу, при этом передний знак представляет собой щит белого цвета в форме равностороннего треугольника вершиной вверх, а задний знак представляет собой щит белого цвета в форме равностороннего треугольника вершиной вниз. Линия створа этих знаков указывает границу рейда.

При наличии на участке ВВП нескольких рейдов на переднем знаке "Указатель рейда" изображается цифра черного цвета, которая обозначает порядковый номер рейда.

В дополнение к этим знакам ниже переднего знака может устанавливаться щит прямоугольной формы белого цвета, на котором изображена черная горизонтальная стрелка, которая указывает в каком направлении от границы рейда расположена акватория рейда, а над указанной стрелкой размещены черные цифры, которые обозначают длину рейда в метрах.

В темное время суток передние и задние знаки "Указатель рейда" обозначаются постоянным огнем зеленого цвета, если знаки установлены на левом берегу, и постоянным огнем красного цвета, если знаки установлены на правом берегу.
3
Правила установки и распознавания навигационных знаков

1. Знаки навигационного оборудования и навигационные огни предназначены для обеспечения безопасных условий плавания судов и сохранности искусственных сооружений на ВВП.

2. Навигационные огни должны действовать от захода до восхода солнца.

3. Характер навигационных огней:
- постоянный;
- проблесковый - периодически повторяющиеся проблески;
- двухпроблесковый - периодически повторяющиеся группы из двух проблесков;
- частопроблесковый - непрерывно повторяющиеся частые проблески;
- группочастопроблесковый - периодически повторяющиеся группы из 4 - 5 проблесков;
- пульсирующий - непрерывно повторяющиеся световые импульсы;
- прерывисто-пульсирующий - периодически повторяющиеся группы из пульсирующих проблесков;
- затмевающийся - периодически повторяющиеся проблески и кратковременные затмения.

4. На знаках навигационного оборудования, на которых отсутствуют навигационные огни, может применяться светоотражающее покрытие.

5. Правой кромкой судового хода является кромка судового хода, расположенная справа при движении вниз по течению.

Левой кромкой судового хода является кромка судового хода, расположенная слева при движении вниз по течению.

На транзитных судовых ходах водохранилищ правая или левая кромка судового хода определяется по направлению течения от зоны выклинивания подпора к плотине.

На подходах к портам, пристаням, убежищам, а также на судовых ходах притоков, впадающих в водохранилище, правая или левая кромка судового хода определяется по направлению течения к транзитному судовому ходу.

На каналах и озерах правая или левая кромка судового хода определяется по направлению условного течения.
4
6. Навигационное оборудование латеральной системы состоит из береговых и плавучих знаков.

7. Плавучие знаки навигационного оборудования латеральной системы и их навигационные огни
К плавучим знакам навигационного оборудования относятся кромочные, поворотные, свальные, разделительные, осевые, поворотно-осевые знаки и знаки опасности.

7.1. Кромочные знаки, обозначающие кромки судового хода

7.1.1. На правой кромке судового хода:
- красный цилиндрический буй, красный шарообразный бакен, красная веха с черной топовой фигурой в форме шара;
- навигационный огонь красного цвета, постоянный или проблесковый.

7.1.2. На левой кромке судового хода:
- белый или черный конический буй, белый конический бакен, белая веха без топовой фигуры;
- навигационный огонь зеленого или белого цвета, постоянный или проблесковый.

7.2. Поворотные знаки, обозначающие поворот судового хода, имеющий значительную протяженность, или поворотов судового хода на участках ВВП с ограниченным обзором или скальным дном.

7.2.1. На правой кромке судового хода:
- красный цилиндрический буй с широкой горизонтальной белой или черной полосой;
- навигационный огонь красного цвета, проблесковый или частопроблесковый.

7.2.2. На левой кромке судового хода:
- белый конический буй с широкой горизонтальной черной полосой или черный конический буй с широкой горизонтальной белой полосой;
- навигационный огонь зеленого или белого цвета, проблесковый или частопроблесковый.

7.3. Свальные знаки предназначены для обозначения свального течения, не совпадающего с направлением судового хода, устанавливаемые на кромке судового хода, противоположной свалу, выше по течению:

7.3.1. На правой кромке судового хода:
- цилиндрический буй, верхняя половина которого красная, а нижняя белая или черная;
- цилиндрический бакен, верхняя половина которого красная, а нижняя белая или черная;
- навигационный огонь красного цвета, проблесковый или группочастопроблесковый.

7.3.2. На левой кромке судового хода:
- конический буй, верхняя половина которого белая, а нижняя черная;
- конический бакен, верхняя половина которого белая, а нижняя черная;
- навигационный огонь зеленого цвета, проблесковый или группочастопроблесковый.

7.4. Разделительные знаки предназначены для обозначения разделения судового хода:

7.4.1. Разделительный буй с красными и белыми равными чередующимися вертикальными полосами или красными и черными равными чередующимися вертикальными полосами. В темное время суток обозначается огнем, состоящим из двух проблесковых огней, установленных по вертикальной линии друг над другом, дающих попеременные проблески красного и зеленого цвета или красного и белого цвета.

7.4.2. Парный знак состоит из двух бакенов красного и белого цвета, которые устанавливаются в месте разделения судового хода так, чтобы красный бакен показывал правую кромку, а белый бакен - левую кромку разделенных судовых ходов. В темное время суток обозначается проблесковым огнем красного цвета на красном бакене и проблесковым огнем зеленого или белого цвета - на белом бакене.

7.5. Осевой знак, обозначающий ось судового хода, представляет собой белый конический буй с двумя горизонтальными широкими черными или красными полосами, веха белая с двумя черными полосами с черной топовой фигурой в форме шара; навигационный огонь белого цвета, двухпроблесковый.

7.6. Поворотно-осевые знаки предназначены для обозначения поворота оси судового хода:
- красный конический буй с двумя белыми или черными широкими горизонтальными полосами или веха с черной топовой фигурой в форме шара с двумя черными или белыми и тремя красными, чередующимися равными по ширине горизонтальными полосами;
- навигационный огонь - белого цвета, группочастопроблесковый.

7.7. Знаки опасности, ограждающие опасные места у кромок судового хода

7.7.1. На правой кромке судового хода:
- красный цилиндрический буй с изображением вертикальной и горизонтальной полос, нанесенных в виде креста, белого или черного цвета;
- навигационный огонь красного цвета, проблесковый или двухпроблесковый.

7.7.2. На левой кромке судового хода:
- белый конический буй с изображением вертикальной и горизонтальной полос, нанесенных в виде креста, черного цвета;
- навигационный огонь зеленого цвета, проблесковый или двухпроблесковый.
Плавучий знак
Обозначение левой кромки судового хода
5
8. Береговые знаки навигационного оборудования латеральной системы и их навигационные огни.
К береговым знакам навигационного оборудования латеральной системы относятся створные, перевальные, ходовые и весенние знаки, знаки "Ориентир" и "Путевой огонь", сигнализация судоходных пролетов мостов.

8.1. Цвет щитов береговых створных и перевальных знаков выбирается для создания контраста с фоном местности (светлый или темный) и не зависит от того, на каком берегу знак установлен. Цвет навигационных огней берегового знака соответствует правому или левому берегу в зависимости от того, на каком берегу знак установлен.

8.2. Створ осевой предназначен для обозначения оси судового хода и состоит из двух знаков - переднего и заднего.

Каждый из знаков представляет собой щит квадратной, прямоугольной (длинная сторона прямоугольника располагается вертикально) или трапецеидальной формы красного или белого цвета.

На центральной вертикальной оси щита красного цвета нанесена белая или черная вертикальная полоса. На центральной вертикальной оси щита белого цвета нанесена черная вертикальная полоса.

Навигационные огни на знаках, установленных на правом берегу, - красного, белого или желтого цвета.

Навигационные огни на знаках, установленных на левом берегу, - зеленого, белого или желтого цвета.

На передних знаках навигационные огни постоянные, на задних знаках - проблесковые.

8.3. Створ щелевой предназначен для обозначения положения судового хода и его кромок и состоит из трех знаков - двух передних и одного заднего.

Знаки представляют собой щиты прямоугольной формы (длинная сторона прямоугольника располагается вертикально) красного или белого цвета.

На центральной вертикальной оси щита красного цвета нанесена белая или черная вертикальная полоса. На центральной вертикальной оси щита белого цвета нанесена черная вертикальная полоса.

Навигационные огни на знаках, установленных на правом или левом берегу, желтого цвета - на передних знаках постоянные, на заднем - проблесковые.

8.4. Створ кромочный предназначен для обозначения направления судового хода и его кромок.

Передний знак представляет собой щит прямоугольной формы, а задний - щит трапецеидальной формы, оба знака красного или белого цвета.

Навигационные огни на правой кромке - красного цвета, на левой - зеленого цвета, на переднем знаке - огонь постоянный, на заднем знаке - двухпроблесковый.
5
8.5. Перевальный знак предназначен для обозначения направления судового хода.

Знак представляет собой щит прямоугольной или трапецеидальной формы красного или белого цвета.

Навигационный огонь на знаке, установленном на правом берегу, - красного, белого или желтого цвета, на левом берегу, - зеленого, белого или желтого цвета, постоянный или проблесковый.

8.6. Ходовой знак предназначен для обозначения судового хода, расположенного у берега.

Знак представляет собой щит ромбовидной формы, установленный так, чтобы большая диагональ ромба располагалась вертикально.

Знак, установленный на правом берегу красного цвета, на левом - белого цвета.

Навигационные огни знака, установленного на правом берегу, - красного цвета, на левом - зеленого цвета, проблесковые.

8.7. Весенний знак предназначен для обозначения затопленных берегов.

Знак, установленный на правом берегу, представляет собой щит круглой формы красного цвета, на левом - трапецеидальной формы белого цвета.

Навигационный огонь знака, установленного на правом берегу, - красного цвета, на левом - зеленого цвета, постоянный.

8.8. Знак "Ориентир" предназначен для обозначения характерных мест судоходного пути.

Знак представляет собой щит прямоугольной или трапецеидальной формы.

Знак, установленный на правом берегу, красного цвета с двумя горизонтальными белыми полосками, на левом - черного цвета с двумя горизонтальными белыми полосками.

Навигационный огонь знака, установленного на правом берегу, - красного, белого или желтого цвета, на левом - зеленого, белого или желтого цвета, двухпроблесковый.

8.9. Знак "Путевой огонь" предназначен для обозначения берегов (кромок) судоходного канала.

Знак представляет собой навигационный огонь, установленный на правом берегу, - красного цвета, на левом - зеленого цвета, постоянный или проблесковый.

8.10. Сигнализация судоходных пролетов мостов

8.10.1. Для обозначения оси судового хода в судоходном пролете моста устанавливаются щиты квадратной, круглой или треугольной формы.

При светлом фоне мостовых конструкций цвет указанных щитов - красный, при темном фоне мостовых конструкций - белый.

Для судов и составов, идущих снизу, используются щиты квадратной формы.

Для судов и составов, идущих сверху, используются щиты квадратной формы, установленные таким образом, чтобы одна из диагоналей квадрата располагалась вертикально.

Для плотовых составов используются щиты круглой формы.

Для судов длиной 20 метров и менее используются щиты треугольной формы, установленные таким образом, чтобы вершина треугольника была направлена вниз.

Навигационные огни для судов (составов) состоят из двух постоянных огней красного цвета, расположенных друг над другом по вертикальной линии.

Навигационные огни для плотовых составов состоят из двух постоянных огней зеленого цвета, расположенных друг над другом по вертикальной линии.

8.10.2. Для обозначения подмостового габарита и кромок судового хода в судоходных пролетах моста устанавливаются квадратные щиты зеленого или белого цвета на каждой опоре или кромке.

Количество щитов указывает высоту судоходного пролета моста:
- один щит - высота судоходного пролета моста менее десяти метров;
- два щита - высота судоходного пролета моста десять метров и более, но менее 13 метров;
- три щита - высота судоходного пролета моста 13 метров и более, но менее 16 метров;
- четыре щита - высота судоходного пролета моста 16 метров и более.

Навигационные огни зеленого цвета, постоянные, по одному у каждого щита.

8.10.3. Огни-указатели разводного пролета наплавного моста предназначены для обозначения открытого судоходного пролета наплавного моста.

В случаях, когда разводная часть наплавного моста отведена к левому берегу:
- на левом берегу выставляется три навигационных огня зеленого цвета, два из которых расположены на углах неподвижной части наплавного моста, выходящих на судовой ход, а третий огонь - на наиболее удаленном от неподвижной части моста углу разводной части наплавного моста, выходящем на судовой ход.
- на правом берегу выставляется два навигационных огня красного цвета, расположенных на углах неподвижной части наплавного моста, выходящих на судовой ход.

Когда разводная часть наплавного моста отведена к правому берегу:
- на левом берегу выставляется два навигационных огня зеленого цвета, расположенных на углах неподвижной части наплавного моста, выходящих на судовой ход;
- на правом берегу выставляется три навигационных огня красного цвета, два из которых расположены на углах неподвижной части наплавного моста, выходящих на судовой ход, а третий огонь - на наиболее удаленном от неподвижной части моста углу разводной части наплавного моста, выходящем на судовой ход.

Все указанные навигационные огни постоянные.