Во-вторых, какие суда в обязательном порядке должны оборудоваться АИС?Не стану рассказывать о судах коммерческого или круизного флота, так называемых – регистровых. Сразу перехожу к маломерным.
Абсолютно все требования об оборудовании маломерных судов содержатся в одном документе! Это –
Технический регламент Таможенного Союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012).
Так вот, в этом документе есть требования об оборудовании маломерных судов УКВ-радиостанциями в зависимости от характеристик судна и района плавания, но НЕТ НИ СЛОВА об оборудовании АИС!
Более того, АИС вообще ни разу не упоминается в этом документе.
Может быть, какие-то другие нормативные акты обязывают на иметь АИС?Попробуем зайти с другой стороны. Правила пользования маломерными судами устанавливают запрет выходить в плавание при наличии каких-то неисправностей, в том числе и при отсутствии на судне какого-то оборудования. Перечень таких неисправностей и недостатков закреплен в п. 14 названного документа.
Например, запрещена эксплуатация маломерного судна:
- при отсутствии предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки);
- при несоответствии нормам комплектации и оборудования судна, установленным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов";
- при отсутствии индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту, или их неисправность.
Заметили, снова ни слова про АИС! То же касается и Правил плавания по ВВП и других, перечисленных в начале, нормативных актов – ни слова про АИС на маломерном судне!
Почему возникла эта ситуация?Единственное упоминание АИС есть лишь в одном документе – в Правилах движения и стоянки судов в Московском бассейне ВВП, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 5 апреля 2017 года № 137:
пп. 16 п. 32. На ВВП Московского бассейна запрещается движение самоходных судов (составов), не обеспечивающих прием и передачу данных в автоматическом режиме АИС - транспондером, на участке 148,0 км - 185,0 км (шлюз N 10 - шлюз N 9) реки Москва.Авторы этого документа то ли забыли, то ли поленились добавить фразу "за исключением маломерных", тем самым дав неграмотным и недобросовестным "надзирателям" из Ространснадзора возможность придираться к нам – судоводителям маломерных судов.
Как с этим бороться?Да никак! Требование некоторых инспекторов Ространснадзора НЕЗАКОННО! Они вообще не имеют полномочий надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях.
И тем более, не имеют права составлять протоколы и выносить постановления о привлечении нас к административной ответственности!
Для полноты картины покажу вам ответ, который поступил на мое обращение в Минтранс
В нем четко и ясно поддержана моя позиция, с которой вы ознакомились, читая эту статью.