Нужно ли устанавливать АИС на маломерное судно?

Может ли Транснадзор оштрафовать судоводителя за отсутствие АИС при движении по Москве-реке в границах города
АИС на маломерном судне. Обязательно ли устанавливать?

В 2023 году яхтенно-водномотрная общественность Москвы была ошарашена появившимися сообщениями о том, что при прохождении шлюзов 9 и 10 Канали им. Москвы и движения по Москве-реке в границах города, якобы, требуется наличие на маломерном судне установленного АИС.

Эти шлюзы, запирают русло Москвы-реки в границах города. Шлюз "Мневники" (№ 9) впускает в город сверху, а Шлюз "Нагатино" (№ 10) выпускает вниз. На этой акватории суда, включая маломерные, во время шлюзования и дальнейшего движения должны следовать правилам, установленным следующими нормативными актами:

- Правилами плавания судов по внутренним водным путям, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 19 января 2018 г. № 19*

- Правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 03.03.2014 № 58*

- Правилами движения и стоянки судов в Московском бассейне внутренних водных путей РФ, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 5 апреля 2017 года № 137

- Правилами пользования маломерными судами на водных объектах РФ, утвержденными Приказом МЧС от 6 июля 2020 г. № 487*

- Порядком пропуска маломерных судов через шлюзы ФГБУ "Канал им. Москвы", утвержденным Приказом Капитана Московского бассейна ВВП от 10.02.2023 г. № 01-05-01.

Давайте разбираться в вопросе последовательно!

*Текст нормативного акта в Приложении "Правила плавания, огни и знаки на ВВП"

Во-первых, что такое АИС-транспондер?

Автоматическая идентификационная система предназначена для отображения информации о надводной обстановке посредством передачи в эфир на частоте 161,975 МГц как статической, так и динамической информации о судне и других объектах, а также приема данной информации и её индикации на судне и других объектах.

Проще говоря, если ваше судно оборудовано АИСом, вы на своем картплоттере (МФД) или специальном экране увидите метки других судов, движущихся по акватории, а "раскрыв" эту метку, можете прочесть основную информацию о любом судне, "зашитую" в отправляемом им сигнале. То же касается и вас – другие суда могут вас видеть и считывать информацию.

Выглядит это примерно так-

Во-вторых, какие суда в обязательном порядке должны оборудоваться АИС?

Не стану рассказывать о судах коммерческого или круизного флота, так называемых – регистровых. Сразу перехожу к маломерным.

Абсолютно все требования об оборудовании маломерных судов содержатся в одном документе! Это – Технический регламент Таможенного Союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012).

Так вот, в этом документе есть требования об оборудовании маломерных судов УКВ-радиостанциями в зависимости от характеристик судна и района плавания, но НЕТ НИ СЛОВА об оборудовании АИС!

Более того, АИС вообще ни разу не упоминается в этом документе.

Может быть, какие-то другие нормативные акты обязывают на иметь АИС?

Попробуем зайти с другой стороны. Правила пользования маломерными судами устанавливают запрет выходить в плавание при наличии каких-то неисправностей, в том числе и при отсутствии на судне какого-то оборудования. Перечень таких неисправностей и недостатков закреплен в п. 14 названного документа.

Например, запрещена эксплуатация маломерного судна:
- при отсутствии предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки);
- при несоответствии нормам комплектации и оборудования судна, установленным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов";
- при отсутствии индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту, или их неисправность.

Заметили, снова ни слова про АИС! То же касается и Правил плавания по ВВП и других, перечисленных в начале, нормативных актов – ни слова про АИС на маломерном судне!

Почему возникла эта ситуация?

Единственное упоминание АИС есть лишь в одном документе – в Правилах движения и стоянки судов в Московском бассейне ВВП, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 5 апреля 2017 года № 137:

пп. 16 п. 32. На ВВП Московского бассейна запрещается движение самоходных судов (составов), не обеспечивающих прием и передачу данных в автоматическом режиме АИС - транспондером, на участке 148,0 км - 185,0 км (шлюз N 10 - шлюз N 9) реки Москва.

Авторы этого документа то ли забыли, то ли поленились добавить фразу "за исключением маломерных", тем самым дав неграмотным и недобросовестным "надзирателям" из Ространснадзора возможность придираться к нам – судоводителям маломерных судов.

Как с этим бороться?

Да никак! Требование некоторых инспекторов Ространснадзора НЕЗАКОННО! Они вообще не имеют полномочий надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях.

И тем более, не имеют права составлять протоколы и выносить постановления о привлечении нас к административной ответственности!

Для полноты картины покажу вам ответ, который поступил на мое обращение в Минтранс

В нем четко и ясно поддержана моя позиция, с которой вы ознакомились, читая эту статью.