Детализация маршрута и привязка по топливу, питанию, ночевкам.
Тщательное планирование в целом полезно, а уж в условиях ВВП. Точнее, при полном отсутствии условий для такого похода, оно становиться просто жизненно необходимым.
Перво-наперво, топливо!
И начать стоит с выяснения возможностей заправки, а они на ВВП не особо велики. На рассматриваемом нами маршруте, при условии, что пойдем мы от Москвы вниз по Москве-реке, первая плавучая заправка будет только в Рязани, а это около 287 километров, что при среднем расходе – пол-литра на километр пути, предполагает минимум 180 литров топлива на борту.
С учетом, что расход не будет соответствовать среднему, а как правило, превысит его на 15-20% за счет работы вхолостую, а так же увеличения потребления при выходе на глиссирование или при движении на повышенных оборотах. Очевидно же, что каждый водномоторник, время от времени почти непроизвольно переходит в режим "загнуть ручку вперед" или "тапку в пол".
Таким образом, если заправляться только в комфортных условиях, запас топлива в виде собственного бака и канистр для этого участка должен составлять около 220 литров.
Те, у кого расход больше или меньше, сами посчитают сколько бы им понадобилось. А если вы не знаете своего среднего расхода, выяснить его очень просто. Есть два метода, точнее три, но третий лично для меня совершенно не убедителен и сформулировать его можно так: "поверить производителю мотора или авторитетам на форумах и в соцсетях".
Так что, отбросив третий, вернусь к двум подходящим.
Первый – по данным приборов. Это когда вы установили картплотер или многофункциональный дисплей, который по бортовой сети или напрямую подключен к двигателю и снимает все данные с него.
В таком случае вы будете иметь возможность увидеть свой расход и в моменте, и среднее значение в час, и среднее на километр пути, и общий расход в любом варианте, хоть за весь срок эксплуатации мотора, хоть за время нахождения на маршруте.
Но это недешевое удовольствие. Стоимость прибора с такими возможностями начинается от 100 тысяч рублей, а кабель стоит от 8 до 20 тысяч в зависимости от марки и типа мотора. Прибавьте к этому установку, тестирование и настройку.
Второй метод "экспериментальный" гораздо проще и доступен абсолютно любому судоводителю.
Как это происходит – берем определенное количество топлива и в разных режимах выкатываем бак досуха. Для моторов до 30 л.с, это как правило, 5 литров. Для больших – 10.
Еще совет, для большей объективности, режимы стоит менять следующим образом: выход на глиссирование, движение около 10 километров с крейсерской скоростью, потом километр в водоизмещающем режиме и все повторить.
Пробег легко засечь при помощи любой маршрутизированной карты с функцией отслеживания позиции по GPS или ГЛОНАС.
Не пугайтесь этой псевдонаучной зауми. Так обзываются и Яндекс-карты и Гугл-карты, и все навигационные карты для воды.
Все! Осталось истраченное количество топлива поделить на пробег и получаем данные о среднем расходе на километр. Почему на километр, а не в час? Для планирования маршрута это гораздо удобнее.
Учтите, очень важно, просто жизненно необходимо, не забыть канистру минимум с тем же количеством топлива, что и для эксперимента. Иначе есть шанс поставить второй опыт "возможности выживания во время безмоторного сплава на лодке без весел, и без запаса еды-воды"
Теперь, зная и свой расход на километр, и объем собственного бака, начинаем считать канистры. То есть определять какой минимальный запас топлива должен быть на борту в точке заправки, чтобы не "обсохнуть" до следующей.
Для этого необходимо выяснить где есть плавзаправки, или береговые, как в Кинешме. По самому большому расстоянию и определяем необходимый и достаточный бортовой запас топлива.
На нашем маршруте, это около 550 километров между Рязанью и Нижним Новгородом. Применив формулу расчета, о которой мы уже поговорили, получаем минимум 300 литров бортового запаса.
Не много лодок имеет такие баки. Так что, считаем канистры, которые повезем в кокпите. Если их оказалось слишком много и нет возможности тащить такое количество с собой, переходим к изучению возможностей заправиться еще как-то.
А это "как-то", всего три варианта. В яхт-клубах и на лодочных станциях иногда есть бензовозы, как в Мышкинском "Волго-Бот", или клуб привозит под заказ в своих канистрах прямо к причалу, как в "Парусе 35" в Шексне, либо готов на собственном транспорте доставить путешественника с его канистрами до АЗС.
Такие возможности обязательно нужно перепроверять, не доверяясь рассказам "бывалых". Все течет, все изменяется. И мы с вами знаем это не понаслышке. Кто знает, вспомните плавзаправку в Белом городке на Волге. Уже лет пять, как ее нет, а мне и этим летом кто-то доказывал, что она там.
То есть, ищи в интернете адреса и телефоны таких мест, спрашивайте у знакомых, на форумах, в тематических группах и чатах, а потом лично звоните и уточняйте. Только так можно исключить риск ошибки.
Второй способ – договориться со знакомыми, живущими по маршруту вашего путешествия, о подвозе топлива. Личный опыт дает мне право утверждать, что зачастую можно получить такую помощь от людей, с которыми знаком лишь виртуально – те же форумы и группы с чатами. И это радует! Еще осталось хоть что-то светлое в жизни.
И, наконец, знаменитый способ "такси-канистра". То есть, швартуемся, или втыкаемся носом в берег у населенного пункта и начинаем искать извозчика, который отвез бы судоводителя с канистрами до ближайшей АЗС и вернул обратно. А зачастую и в несколько ходок, если количество канистр невелико, или багажник у извозчика маловат.
Обычно, к использованию такого метода никто не готовится, рассчитывая на то, что "там видно будет". А зря! Многие коллеги-водномоторники делятся нужной информацией, вплоть до номеров телефона таких таксистов. Нужно только, не ленясь, пошарить по отчетам и рассказам о водных путешествиях.
Я и сам много где такую информацию публиковал, например про возможности заправки в Касимове, Рязанской области. Сразу оговорюсь, не нужно в комментариях просить такие телефоны у меня, найдите отчеты по поисковым словам "Московская кругосветка" и пользуйтесь.
И вот, когда главный вопрос – топливный, решен, остается понять где спать и есть.
Каких-то особенных советов на этот счет не дам, потому что у каждого свои привычки и запросы.
Кто-то предпочитает спать только в кровати под крышей, кто-то в палатке, кто-то в лодке. Кому-то кажется комфортнее и безопаснее в лодке на якоре, чем у причала или берега.
Общим для всех вариантов является необходимость заранее спланировать где это произойдет, а по-хорошему, еще и резервное место предусмотреть, на случай невыполнения плана по дневному пробегу.
Вопрос питания в походе, имеет те же исходные – кто к чему привык. Кто-то готов тратить половину светового дня на приготовление шашлыков или плова, а кто-то довольствуется "быстрорастворимой лапшой", а любимый обед это – "суп-письмо".
Главное при этом – быть готовым резко изменить свою диету, в силу форс-мажорных обстоятельств, например, бесследное исчезновение денег, отложенных на гастрономические экскурсии в местах береговых стоянок. Или наоборот, придется искать корм на берегу в случае утопления припасов.