Сегодня поговорим о рациях или, как они называются в официальных документах, судовых УКВ радиостанциях. Речь пойдет и о речных, и о морских радиостанциях.
К слову, "речной" диапазон – это суверенное изобретение нашей страны. Он не используется больше нигде в Мире, а потому требования к рациям, работающим в этом диапазоне частот несколько отличаются от международных, которые предъявляются к "морским" рациям.
В своем комментарии я непременно расскажу подробно обязательно ли иметь рацию на борту, где и зачем? Нужно ли ее регистрировать или получать разрешение? Предусмотрена ли ответственность за отсутствие рации, или за ее использование без разрешения?
Первый вопрос: Подлежат ли наши бортовые рации государственной регистрации?
Ответ – НЕТ! Но не спешите радоваться! Регистрации не подлежат, но в силу требований статьи 22 Федерального закона "О связи" судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего плавания, судах смешанного (река - море) плавания, бортовые радиостанции, не подлежат регистрации и используются на основании разрешений на судовые радиостанции или разрешений на бортовые радиостанции.
Обратите внимание, что Закон не делает никаких исключений для маломерных или прогулочных судов, не ограничивает по размеру или предназначению. В логике действующего законодательства любая судовая или бортовая радиостанция может использоваться только на основании соответствующего разрешения.
Помимо общего требования о получении разрешения, Закон устанавливает требования к самим рациям. В соответствии с нормой статьи 24 того же Закона они выдаются с учетом заключений радиочастотной службы о соответствии судовых радиостанций требованиям международных договоров Российской Федерации и требованиям законодательства Российской Федерации в области связи.
Услугу по выдаче такого заключения оказывает Федеральное учреждение "Главный радиочастотный центр", находящийся в Москве, сокращенно - ГРЧЦ. Региональных отделений у него нет!
Сразу оговорюсь, на радиостанции "речного" диапазона, т.е. работающие исключительно в полосах частот от 300 до 300,5 МГц, а также 336 тире 336,5 МГц заключение не требуется. То есть, Заключение Радиочастотного центра необходимо получить лишь, обращаясь за Разрешением на морскую рацию.
Раз уж заговорил о различиях, напомню, что морской диапазон УКВ это – радиочастотная полоса от 156 до 162, 025 МГц
Вернемся к Заключению ГРЧЦ. Это, своего рода, сертификация. Конечно, понять законодателя можно, ведь радиоэфир это такое – общее место, куда не следует пускать источники помех, шпионское и вредительское оборудование.
Огорчает лишь то, что процесс получения таких заключений весьма заморочен! Вот вам пример – морская рация, какой-нибудь Навком, может уже десятилетиями продаваться на рынке, но каждый, кто купит ее, должен индивидуально именно для себя получить такое заключение. Лучше бы ввели какой-то общий сертификат.
Непосредственно Разрешение, или "судовую лицензию" выдает Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, проще говоря, Роскомнадзор.
Если услуги ГРЧЦ сейчас бесплатные, то за выдачу разрешения, так называемой, судовой лицензии взымается государственная пошлина.
Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 06.06.2019) "О связи"
Ст. 22 Средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации.
Судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего плавания, судах смешанного (река - море) плавания, бортовые радиостанции, не подлежат регистрации и используются на основании разрешений на судовые радиостанции или разрешений на бортовые радиостанции.
Ст. 24 Разрешения на судовые радиостанции, выдаются с учетом заключений радиочастотной службы о соответствии судовых радиостанций требованиям международных договоров Российской Федерации и требованиям законодательства Российской Федерации в области связи.
Что же дает получение разрешения?
Во-первых, законность использования рации на случай, если у государства появится время и желание проверять на этот предмет маломерные суда.
Во-вторых, при получении Разрешения Роскомнадзора, вашей радиостанции морского диапазона присваивается Идентификатор морской подвижной службы, тот самый MMSI (Maritime Mobile Service Identity). Это такой позывной и идентификатор, который позволяет прописать ваше судно в различных идентификационных и поисковых системах.
Нужен MMSI и для выхода в море, поскольку именно с его помощью вас будут искать международные и национальные спасательные службы в случае необходимости, и для захода в некоторые Европейские порты. Например, в Швеции вас не впустят в порт без него.
В-третьих, если у вас достаточно крупное судно, или вы сильно печетесь о безопасности, MMSI позволяет другим судоводителям видеть ваше судно на своих приемниках АИС.
И это разрешение формально требуется как для морской, так и для речной рации. Напомню, отличие лишь в том, что для морской еще нужно получить заключение ГРЧЦ.